Министерство экономического развития РФ выступает за сохранение текущего расчета экспортной пошлины на сжиженные углеводородные газы до 2017-2018 гг. Об этом говорится в письме замминистра экономразвития РФ Олега Савельева вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу от 2 декабря.

“В среднесрочной перспективе целесообразно придерживаться текущего уровня таможенно-тарифного регулирования в отношении экспорта СУГ в смешанном виде, но в долгосрочной перспективе по мере вывода на рынок новых предприятий-потребителей, пуска новых мощностей по переработке СУГ (в том числе пиролизов) в 2017-2018 гг. целесообразно рассмотреть возможность его пересмотра с учетом обязательств в рамках ВТО”, – говорится в письме. Если учесть, что действующий порядок установления ставок пошлин на СУГ является максимальным уровнем обязательств перед ВТО, пересмотр расчета пошлин может быть совершен только в меньшую сторону.

Сейчас на чистые фракции СУГ (пропан и бутан) действует нулевая пошлина. В письме Савельев указывает, что введение пошлин на чистые фракции СУГ также не рекомендуется. “Критических оснований для введения вывозной таможенной пошлины на СУГ в чистом виде в среднесрочной перспективе не просматривается”, – говорится в письме.

В письме приведен анализ внутреннего рынка СУГ, который является профицитным: “4,7 млн. т профицита в текущем периоде с последующим ростом до 7,9 млн. т к 2017 г.”. “В такой ситуации наиболее оптимальным способом сохранения планируемого уровня производства СУГ и реализации крупномасштабных инвестиционных проектов в области газодобычи и газопереработки является их поставка на внешние рынки”, – отмечается в письме. При этом указывается, что на мировом рынке предложение продукта существенно растет в последние годы “со стороны алжирских, казахстанских производителей, а также предприятий из США”.

В письме Савельева от 2 декабря на имя президента РФ Владимира Путина содержится аналогичное предложение относительно расчета пошлин на СУГ. Однако касаемо пошлин на чистые фракции СУГ говорится: “Введение вывозной таможенной пошлины в среднесрочной перспективе возможно после детальной проработки данного предложения с участниками рынка”.

Как сообщал ИТАР-ТАСС 9 декабря со ссылкой на экспертов, изменений в пошлинах, скорее всего, не будет до 2018 г.

В октябре на нефтехимическом совещании при участии президента в Тобольске “Нижнекамскнефтехим” и ТАИФ выступили с предложением увеличить экспортные пошлины на СУГ, чтобы сбалансировать внутренний рынок. Владимир Путин призвал аккуратно действовать в вопросах повышения пошлин на экспорт сжиженного газа из России. “Что касается повышения пошлин, не обухом по голове нужно, а аккуратненько, нужно показать перспективу”, – подчеркнул глава государства.

Ставки экспортных пошлин рассчитываются уполномоченным органом – Министерством экономического развития РФ – по формуле, установленной правительством России. Формула действует с 2010 г. До 1 января 2009 г. пошлина на СУГ была приравнена к пошлине на светлые нефтепродукты. В течение 2009 г. пошлина на СУГ была равна нулю.

Экспортная пошлина на сжиженный газ в ноябре составляла $154,3/т, в декабре – $203,5/т.

По мнению председателя совета директоров консалтингового агентства, работающего в секторе ТЭК, Creon Energy Фареса Кильзие, бюджет РФ будет терять как минимум 20 млрд. руб. в год в случае сохранения текущего расчета экспортных пошлин на СУГ.

Он также уверен, что развитие нефтехимической отрасли России невозможно без увеличения текущих ставок пошлин на СУГ. “Если власти примут решение сохранить текущий расчет экспортных пошлин на СУГ, бюджет Российской Федерации будет недополучать как минимум по 20 млрд. руб. в год, как и происходило последние два года”, – сказал Кильзие.

“Если экспорт газов позволяет зарабатывать компаниям по 20 млрд. руб. в год, то для их переработки не будет никакого экономического смысла. Это полностью расходится со здравым смыслом в первую очередь и с заявлениями федеральных властей о том, что необходимо развивать нефтехимическую индустрию. Необходимо повышать экспортные пошлины на СУГ, чтобы компаниям было выгоднее вкладывать в переработку, привлекать инвестиции, развивать регионы и обеспечивать людей новыми рабочими местами”, – считает Кильзие. Он добавил, что именно благодаря низким текущим пошлинам на СУГ крупнейший производитель этой продукции “СИБУР Холдинг” откладывает реализацию проекта “Запсибнефтехим-2”, который предусматривает переработку углеводородного сырья и производство 1,5 млн. т этилена в год.

В декабре стало известно, что СИБУР планирует принять окончательное инвестиционное решение о реализации “Запсиб-2” не ранее первой половины 2014 г. Ранее представители компании говорили о планах принять решение до конца текущего года.

Как сообщал ИТАР-ТАСС ранее со ссылкой на презентацию нефтехимических компаний, представленную президенту РФ Владимиру Путину на совещании в Тобольске, выпадающие доходы федерального бюджета от дифференцированного подхода к расчету экспортных пошлин на СУГ и светлые нефтепродукты в 2012-2013 гг. составили 42,6 млрд. руб. В презентации отмечалось, что в случае выравнивания экспортных пошлин на СУГ и светлые нефтепродукты и введения экспортной пошлины на нормальный бутан и изобутан бюджет получил бы в 2012 г. 21,4 млрд. руб., в 2013 г. – 21,2 млрд. руб.

По данным Creon Energy, производство СУГ в России в 2012 г. составило 12,132 млн. т, из них чистых фракций, не обложенных экспортной пошлиной, бутан – 2,612 млн. т, изобутан – 1,256 млн. т. Экспорт газов составил в 2012 г. 4,371 млн. т, из которых 1,6 млн. т пришлось на чистые фракции.

“Рост потребления чистых фракций СУГ на внутреннем рынке необходим для развития нефтехимической отрасли страны. При отсутствии пошлин на чистые фракции эта продукция почти полностью экспортируется, а российские компании не имеют возможности наращивать мощности для производства нефтехимической продукции”, – считает глава консалтингового агентства. Импорт полиэтилена, производимого из этилена, составил только в 2012 г. 1 млн. т, пластиков – 2 млн. т.

Кильзие также рассказал, что его консалтинговое агентство в качестве официального консультанта Минэкономразвития РФ предложило новую классификацию СУГ как основы для таможенно-тарифного регулирования. На данный момент различаются только чистые фракции СУГ (29-я группа кодов ТН ВЭД), не облагаемые пошлиной, и смеси СУГ (27-я группа кодов ТН ВЭД), пошлина на которые рассчитывается по особой схеме.

Creon Energy предложило разделить СУГ на продукцию для нефтехимии и топливные газы. “Это разделение поможет нефтехимическим компаниям закупать необходимое им сырье по приемлемым ценам, а производителям СУГ – свободно экспортировать топливные газы, которые в России не пользуются большим спросом, но пользуются спросом в европейских странах”, – подчеркнул Кильзие. (ИТАР-ТАСС/Энергетика Украины, СНГ, мира)