Сегодня украинская правительственная делегация проведет экстренные консультации по газовым вопросам с представителями Еврокомиссии. Решение направить в Брюссель главу Минэнерго Юрия Продана и руководителя “Нафтогаза” Андрея Коболева было принято 5 апреля на внеочередном заседании украинского правительства. Премьер Арсений Яценюк созвал министров, чтобы обсудить действия на случай очередной украино-российской газовой войны.

Реакция украинской власти вызвана тем, что РФ дважды в течение прошлой недели объявила о подорожании газа. Вначале Алексей Миллер сообщил, что Киев не выполняет обязательства по оплате поставок, а поэтому “Газпром” отменяет скидку, о которой в декабре договорились президенты Владимир Путин и Виктор Янукович.

Газ подорожал с $268,5 до $385,5/тыс. куб. м. Спустя несколько дней, когда российская сторона денонсировала соглашения о базировании Черноморского флота в Крыму, премьер-министр Дмитрий Медведев заявил об отмене действовавшей с 2010 г. нормы о нулевой ставке экспортной пошлины на газ. Газ для Украины подорожал еще на $100 – до $485,5/тыс. куб. м. При этом руководитель “Газпрома” объявил, что за четыре года действия харьковских соглашений, когда пошлина не взымалась, российский бюджет недополучил $11,4 млрд.

В Киеве ожидают, что российская компания на этой неделе потребует компенсировать названную сумму. И не исключают новой газовой войны, вследствие которой Россия может перекрыть газ, как в 2009 г. Министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан пояснил 5 апреля, что Киев надеется разрешить конфликтную ситуацию за столом переговоров. Если не удастся, то не исключено обращение в Стокгольмский международный арбитраж.

Вместе с тем чиновники отмечают, что в прошлый четверг глава “Нафтогаза” Андрей Коболев попытался найти общий язык с руководителем “Газпрома” Алексеем Миллером, однако переговоры в Москве результатов не дали. Российская сторона напомнила украинской делегации о долгах, накопленных с лета прошлого года, а также выразила обеспокоенность по поводу транзита в Европу. Итоги визита Коболева в Киеве расценили как предупреждение, что “Газпром” настроен жестко и компромиссных вариантов рассматривать не будет.

Яценюк тут же созвал заседание правительства, в ходе которого назвал политическим давлением и экономическим шантажом новую цену на газ для Украины. Он отметил, что цена первого квартала – $268 – “это приемлемая и сбалансированная рыночная цена” и что украинская сторона не будет платить больше. Предложив “Газпрому” снова обсудить ситуацию, украинский премьер заявил: “Мы понимаем, что следующим шагом Россия будет ограничивать поставки природного газа. План как всегда – краны крутят там, чтоб получить временные аплодисменты. Именно поэтому наше сегодняшнее задание – подготовить два варианта развития событий. В том числе вариант, когда Россия ограничивает и перекрывает поставки природного газа на территорию Украины”.

Управляющий партнер инвестиционной компании Capital-Times Эрик Найман написал в своем блоге, что новая газовая война почти неизбежна. Он отметил, что ранее Украина проигрывала в противостоянии с российской компанией “под нажимом Европы (Германии)”. Эксперт считает, что при цене почти $500/тыс. куб. м “Украине выгоднее покупать даже тот же российский газ в Европе”.

Такой логикой руководствуется и правительство, перед которым стоят две задачи: обеспечить бесперебойный транзит российского газа в Европу и альтернативные поставки газа в Украину из Европы. Министр Продан заявил, что Киев сделает все от него зависящее для выполнения европейских контрактов: “Украина не будет никоим образом иметь отношение к тому газу, который идет в Европу. Украина будет четко выполнять те обязательства, которые у нее есть по транзиту газа: сколько газа придет на входе, столько же газа будет передано на западной границе”.

Но чиновники отмечают, что выполнение задачи по поставкам газа из Европы в Украину вызывает подозрения “Газпрома”. Алексей Миллер снова заявил, что речь идет о так называемом виртуальном реверсе: по документам газ в Украину поставляется из европейских стран, но в реальности часть газа, направляющегося в Европу, остается в Украине – по договоренности с европейскими странами. “Труба не может одновременно работать в аверсном (проектном) и реверсном (обратном) режимах. А если речь идет о разменных операциях, некоем виртуальном реверсе, то надо понимать, что газ, который остается на территории Украины, это наш, газпромовский газ”, – пояснил Миллер в интервью телеканалу “Россия24”.

В Киеве считают, что именно технологические вопросы могут послужить причиной перекрытия поставок российского газа. О проблеме было известно с 2012 г., когда еще правительство Азарова задалось целью найти альтернативные источники поставок газа: было подписано пятилетнее рамочное соглашение с немецкой компанией RWE Supply&Trading GmbH. Документ предполагал поставку до 10 млрд. куб. м газа в год с европейских спотовых рынков в Украине через территорию Польши, Словакии, Венгрии и Румынии. Пробные поставки осуществлялись через Польшу и Венгрию, однако их объемы не превысили 2 млрд. куб. м в год.

Руководитель энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений Валентин Землянский пояснил, что Украина не включена в европейский газовый баланс, а поэтому может рассчитывать только на излишки газа на европейском рынке. Этих объемов недостаточно для покрытия потребностей страны. Тем более что в подземных хранилищах остались минимальные запасы, а для обеспечения бесперебойного транзита газа в Европу в следующий зимний сезон необходимо за лето закачать в хранилища не менее 20 млрд. куб. м газа. Денег для создания необходимых запасов у “Нафтогаза” нет. Единственная надежда – на то, что Европа окажет содействие, приняв украинскую позицию, которую Землянский сформулировал так: “Имеем дело с жестким давлением Путина на украинскую власть и на Европу, дабы принудить их к миру с РФ – заставить принять российские правила игры”.

Исходя из таких посылок, завтра правительственная делегация в Брюсселе должна обсудить два вопроса: о поиске достаточных для украинских потребностей объемов газа на европейском рынке и о строительстве отдельных газопроводов – специально для поставок газа в Украину. “Мы считаем необходимым рассмотреть вопрос совместной модернизации и совместной эксплуатации украинской газотранспортной системы странами – членами ЕС и инвесторами из США. Мы ожидаем ответа от наших партнеров”, – подтвердил Арсений Яценюк.

Речь идет об увеличении поставок через Польшу, но особые надежды возлагаются на словацкое направление, по которому в Украину могло бы поступать даже более 10 млрд. куб. м газа в год. Польский проект предполагает использование незагруженной системы газопроводов между белорусским городом Ивацевичи и украинской Долиной, по которым может транспортироваться около 30 млрд. куб. м газа в год. Но для этого необходимо достроить интерконнектор – соединяющий участок газопровода длиной 250 км.

В разы дешевле и значительно скорее построить новый газопровод до словацкой сети. Этот проект обсуждался прежней украинской властью, ведь в Словакии российское топливо покупает немецкая RWE, которая готова продавать его Украине. Специалисты ранее отмечали, что российский газ поступает в Словакию на станции Вельке-Капушаны на украинско-словацкой границе и на станции Санта-Катарина на словацко-чешской границе. Для поставок в обратном направлении достаточно было бы построить отдельный газопровод от Вельке-Капушаны.

Словакия, имеющая жесткие обязательства перед “Газпромом”, ранее без энтузиазма относилась к украинскому проекту. Чиновники в Киеве отмечали и политическую составляющую, и техническую возможность “Газпрома” отказаться передавать Словакии газ на границе с Украиной, а отправлять его на границу с Австрией, где расположен газовый хаб в Баумгартене. В таком случае пришлось бы строить газопровод от Австрии до Украины, что дороже и дольше, нежели с приграничной территории Словакии.

Сейчас ситуация изменилась, отмечают в Киеве. Руководитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич отметил, что ЕС может через суд заставить “Газпром” продавать газ немецкой компании на украино-словацкой границе – согласно нормам второго и третьего энергопакетов ЕС. Кроме того, как отметил в статье для Finance.ua главный специалист по исследованию энергетических рынков компании “Смарт Энерджи” Александр Лактионов, в Словакии происходят благоприятные для Украины перемены: “Во втором туре выборов президента страны победу одержал Андрей Киска. Миллионер Киска стал первым президентом независимой Словакии, не имевшим связи с коммунистическим режимом. Именно данное обстоятельство может кардинально изменить отношение к реверсу газа, несмотря на существующие тесные договоренности с РФ”. Эти проекты обсудят завтра в Брюсселе.

Вице-президент Института Горшенина Алексей Лещенко сказал “НГ”, что украинское правительство оказалось в сложнейшей ситуации. “Яценюк – профессионал, экономист, человек, который привык давать прагматичные оценки и принимать взвешенные решения”, – охарактеризовал он украинского премьера, отметив, что эмоциональное выступление премьера на заседании правительства, возможно, было сигналом Европе накануне приезда украинской делегации. Лещенко пояснил: “В случае, если “Газпром” пойдет на крайние меры, что, как мы помним по ситуации 2009 г., невозможно исключить, то пострадают потребители Восточной и Центральной Европы. Украинское правительство уже предупредило ЕС о том, что такой сценарий не исключен. И Яценюк своим выступлением призвал Брюссель активно включиться в решение проблемы”. Эксперт отметил, что в ближайшее время Украина не сможет полностью отказаться от российских поставок, но вынуждена искать ответ на давление Москвы. (Независимая газета/Энергетика Украины и стран мира)

Добавить комментарий