Россия убеждает партнеров по Таможенному союзу отсрочить полную либерализацию торговли нефтью. Ограничения могут быть сохранены и в 2015 г. Цена для российского бюджета – более $20 млрд.

15 апреля в Москве прошла встреча премьеров трех стран Таможенного союза. В частности, они предварительно договорились сохранить действующие во взаимной торговле тарифные и нетарифные ограничения и в 2015 г., рассказали “Ведомостям” два федеральных чиновника, знакомых с ходом переговоров.

Пресс-секретарь российского премьера Наталья Тимакова не ответила на вопрос “Ведомостей”, получить комментарии ее коллег из Казахстана и Беларуси 16 апреля не удалось.

Сейчас единственное существенное ограничение в торговле товарами – экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, говорит Наталья Волчкова из Российской экономической школы. Без пошлин нефть поставляется в Беларусь по квоте: в 2013 г. – 20,9 млн. т, договоренность на первое полугодие 2014 г. – 11,5 млн. т. В обмен Беларусь возвращает пошлину от экспорта белорусских нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. Казахстан же в обмен на беспошлинные поставки нефтепродуктов поставлял России нефть, пошлина от ее экспорта должна оставаться в российском бюджете.

Беларусь ежегодно перечисляет России около $4 млрд., говорил в прошлом году президент Александр Лукашенко. “Путин обещал: с 1 января 2014 г. устраняем все изъятия и ограничения в торговле; в противном случае мы Таможенный союз не потянем”, – грозил Лукашенко (цитата по “Интерфаксу”).

Однако российская казна все равно несет потери из-за союза – $6,5 млрд. в 2013 г., оценивали чиновники Минфина. По расчетам Александра Кнобеля из РАНХиГС, чистый нефтегазовый трансферт из России в Беларусь в 2012 г. составил $5,7 млрд., в том числе $4,5 млрд. – нефтяной. Примерно на том же уровне он остался и в 2013 г., писал Кнобель в статье для “Ведомостей”.

Предполагалось, что ограничения будут отменены в 2015 г., но либерализация нанесла бы большой ущерб российскому бюджету: ежегодные потери из-за Таможенного союза выросли бы до $30 млрд., подсчитывали чиновники Минфина. Россия с начала этого года пыталась убедить Беларусь и Казахстан продлить действие ограничений, но до сих пор позиция партнеров по союзу была жесткой, вспоминает один из собеседников “Ведомостей”.

Количественные ограничения как минимум на следующий год сохранятся, говорит один из собеседников “Ведомостей”, а окончательные сроки пуска единого рынка будут уточнены после встречи президентов трех стран (запланирована на 29 апреля в Минске). Предварительно решено продлить отсрочку до 2018 г., утверждает один из собеседников “Ведомостей”. “Но Беларусь еще не отказалась от своей позиции, она зарезервировала позицию”, – подчеркивает чиновник.

Для российского бюджета $30 млрд. потерь – это уже непосильная ноша, говорил замминистра финансов Сергей Шаталов в интервью “Ведомостям” в январе. Огромные убытки возникнут, если будет выбран самый худший для России вариант: все ограничения отменяются, а Беларусь и Казахстан не захотят гармонизировать пошлины и установят тариф намного ниже российского. Тогда компаниям будет выгоднее экспортировать нефть не напрямую, а через страны Таможенного союза, боятся чиновники.

Минфин даже готовил запасной вариант на случай, если не удастся договориться, – большой налоговый маневр в нефтяной отрасли: снижение экспортной пошлины на нефть до уровня казахстанской (она будет $80/т; для сравнения: российская пошлина сейчас – $384,4/т) и одновременно повышение НДПИ. Базовая ставка НДПИ для нефти в следующем году составит 530 руб./т, насколько придется ее повысить, чиновники не рассказывали, но маневр должен был принести бюджету 90 млрд. руб.. Исходя из этого НДПИ мог превысить 1100 руб./т, подсчитывал Московский нефтегазовый центр EY.

Такое резкое снижение пошлин привело бы к росту внутренней цены на нефть (рассчитывается как экспортная цена за вычетом пошлины и расходов на транспортировку) и на бензин, что ударило бы не только по российским потребителям, но и по жителям Казахстана и Беларуси. Российские чиновники предлагали компромиссный вариант – установить единые пошлины, сохранить квоты, но отказаться от компенсации пошлин Беларусью. Тогда потери российского бюджета составили бы $13 млрд.

Но и для России такой налоговый маневр – “это крайний, шоковый вариант”, объяснял чиновник финансово-экономического блока правительства. Снижение пошлин и повышение НДПИ, в принципе, вписываются в планы Минфина, но министерство собиралось менять ставки постепенно: в течение трех лет и изменения не должны быть значительными. Если форсировать реформу, возникнут риски: резко вырастут цены на бензин, чтобы избежать этого, пришлось бы обнулить акцизы, объяснял чиновник. А это создало бы проблемы по цепочке: образуется дыра в региональных дорожных фондах, 70% поступлений которых – акцизы, придется искать замену, перестраивая весь бюджет. Также не удалось бы сдержать рост цен на авиакеросин и нефтехимию, говорил чиновник: эти продукты не облагаются акцизом, поэтому сложно придумать компенсационные механизмы. 90 млрд. руб. бюджетных доходов, выигранных за счет маневра, должно хватить на то, чтобы решить все проблемы, обещали чиновники.

И все равно такой маневр – слишком большой шок для бюджетной системы и компаний, говорит высокопоставленный чиновник правительства. (Ведомости/Энергетика Украины и стран мира)

Добавить комментарий