Украина снова попала в “прицел” штрафных санкций российского поставщика природного газа. 24 апреля “Газпром” предъявил претензии НАК “Нафтогаз Украины” по невыполнению контракта, в части условия take-or-pay (“бери-или-плати”) – за существенный недобор топлива в 2013 г. РФ требует $11,388 млрд. В чем заключается газовый casus belli в этот раз?

В минувшем году “Нафтогаз”, с которым и был заключен контракт №КП от 19.01.2009 г., купил в РФ всего 12,9 млрд. куб. м ресурса. И основная проблема для Украины – именно этот документ, который предусматривает принцип take-or-pay. В договоре указывался “желаемый” объем закупки в 50 млрд. куб. м, но было предусмотрено и сокращение на 20%. Однако еще в 2011 г. глава российской энергокорпорации Алексей Миллер предусмотрел следующее снижение на 20%, отметив, что Украина сможет покупать не менее 33,3 млрд. куб. м, в течение всего срока действия 10-летнего контракта. “В 2012 г. “Газпром” может поставить на Украину и 27, и 26, и 29 млрд. куб. м газа. И даже вообще не поставлять газ, если Украина этого захочет. […] В любом случае НАК “Нафтогаз Украины” будет оплачивать поставки из расчета не менее чем 33 млрд. куб. м”, – отмечал тогда Миллер.

Но, исходя из заявлений президента Владимира Путина в декабре минувшего года, что российский газ обходился Украине в $400/тыс. куб. м, “глобальная энергетическая корпорация” рассчитывала долг за недобор на основе объема в 41,6 млрд. куб. м, “забыв” о дополнительной объемной скидке и всех предупреждениях и просьбах НАК о сокращении количества поставляемого ресурса хотя бы до 27 млрд. куб. м. “Украинская сторона заблаговременно обращалась к российским партнерам с просьбой скорректировать объемы”, – заявил 24 апреля министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан.

Но требование оплатить все насчитанные 28,7 млрд. кубов топлива не совсем несправедливо. В 2013 г., по данным оператора газотранспортной системы “Укртрансгаз”, из РФ Украиной было импортировано в общей сложности 25,84 млрд. куб. м газа. Ответ на вопрос, куда исчезла разница между общим импортом и объемами для НАК проста – как свидетельствуют таможенные данные, в 2013 г. подконтрольная бизнесмену Дмитрию Фирташу группа Ostchem увеличила импорт газа в Украину на 61,5% по сравнению с 2012 г. до 12,92 млрд. куб. м. С 2012 г. химический холдинг Фирташа начал импортировать газ из России в объеме 8 млрд. куб. м, чего вполне достаточно для покрытия годовых потребностей в топливе предприятий азотной химии, входящих в OstChem и его “орбиту”. В прошлогоднем интервью Forbes.ua управляющий директор Group DF Борис Краснянский отмечал, что химические предприятия этой группы потребляют около 6 млрд. куб. м газа в год.

Эксперты отрасли так и не смогли прийти к выводу, засчитывается ли объем, приобретенный Фирташем, в общую “копилку”, ведь бизнесмен покупал топливо у Gazprom Germania, “дочки” российского холдинга. Ситуацию не прояснили и в самом “Газпроме”. Но в начале года превентивно отказались от сотрудничества с OstChem. Тогда аналитики связывали это с желанием российского поставщика ужесточить условия исполнения контракта от 2009 г. И счет на $11 с лишком миллиардов – еще одно подтверждение подобной теории.

Впрочем, есть и другие предположения активизации “Газпрома”. Одно из них – накопление аргументов перед грядущими трехсторонними газовыми переговорами в формате Украина-РФ-Евросоюз, которые состоятся 28 апреля в Москве. Энергоэксперт Валентин Землянский предполагает, что вряд ли в подобных шагах можно усмотреть попытку давления на Украину в вопросе оплаты долга за потребленный газ, который составляет $2,2 млрд. “Выпад РФ – это накопление аргументов для переговоров. Следующим шагом, вероятно, будет введение предоплаты на поставки газа, которые Киев оплатить не сможет”, – отмечает он. В то же время, директор энергетических программ центра “Номос” Михаил Гончар считает, что угрозы Москвы имеют лишь политическую подоплеку. “Принцип “бери-или-плати” действительно зафиксирован в контракте, однако его механизм не расписан достаточно детально. У Украины есть все шансы выиграть судебную тяжбу против “Газпрома” в случае попытки обращения в Стокгольмский арбитраж”, – объясняет он.

Собственно, Министерство энергетики и угольной промышленности Украины уже предложило российскому поставщику газа обращаться с новыми претензиями в суд. “Газпром” выставил такой счет, и, если он хочет, пусть судится и идет в арбитраж”, – сказал глава ведомства Юрий Продан, подчеркнув, что европейские компании не платят по такой системе. Действительно, принцип работы европейского газового рынка существенно отличается от российской схемы – здесь действуют правила спотового рынка с прозрачным ценообразованием, зависящим от спроса на ресурс. И компании платят только за тот объем ПГ, который они намерены приобрести.

Такую же модель работы с россиянами предполагает в будущем и Землянский. “Оптимальным решением для Украины в данном случае может стать одностороннее расторжение контракта с “Газпромом” в связи с денонсацией “харьковских соглашений”. А после Киев сможет работать по европейской схеме, закупая топливо у российского поставщика по спотовым ценам в переходной период до заключения нового соглашения”, – предполагает эксперт.

Да и перспектива судебной тяжбы с “Газпромом” кажется весьма призрачной. Аналогичная нынешней ситуация уже возникала в январе 2013 г., когда “Газпром” предъявил Украине счет на $7 млрд. с указанием аналогичной причины – недобор. Тогда до суда так и не дошло, и РФ “забыла” о своих претензиях. Вполне возможно, что немало на такое решение повлияло и появление неудачного для энергохолдинга судебного прецедента – в октябре 2012 г. “Газпром” проиграл в Венском арбитраже дело о выплате чешской RWE Transgas $500 млн. по условию take-or-pay за период с 2008 г. по 2011 г. (Дело/Энергетика Украины и стран мира)

Добавить комментарий