Новочеркасская ГРЭС заявила о проведении конкурса на нового поставщика угля. Причина в нежелании холдинга «ДТЭК» Рината Ахметова продлять контракт на поставку угля (антрацитовый штыб, считается отходом угледобычи). Об этом российским Известиям рассказали в подконтрольной “Газпрому” компании ОГК-2, которая управляет Новочеркасской ГРЭС наряду с 10 другими российскими электростанциями. Прекращение этих поставок означает фактическую остановку украинского экспорта угля в Россию. Расположенная в Ростовской области Новочеркасская ГРЭС – единственная электростанция в России, закупавшая украинский уголь, а компаниям других отраслей, например металлургической, украинский коксующийся уголь не поставляется.

Контракт между ОГК-2 и ДТЭК истек в апреле 2014 г., говорит Дмитрий Филатов, пресс-секретарь ОГК-2. По его словам, объем поставок на Новочеркасскую ГРЭС (обеспечивает энергией промышленную, юго-западную часть Ростовской области) в прошлом году с украинской стороны составил чуть более 400 тыс. т. В этом году поставок угля с Украины не будет точно, отметил собеседник.

По словам доцента Московского государственного горного университета Льва Кузяева, Новочеркасская ГРЭС потребила в 2013 г. порядка 3 млн. т угля, из них украинский уголь – около 15%. Эти поставки на сумму порядка $20 млн. составляют весь украинский угольный экспорт в Россию. Всего в России из угля производится не более пятой части всей электроэнергии.

Значительное большинство промпредприятий России, использующих в качестве топлива уголь, применяют высококалорийные и экологичные угли (содержание примесей около 0,8%; в украинском угле содержание серы может доходить до 3,6%). Коксующийся уголь Украина традиционно экспортирует в Европу (за 2013 г. ДТЭК было вывезено 4,7 млн. т; основные покупатели – Болгария, Турция, страны Юго-Восточной Азии). По словам Виктора Ковшевного, директора центра “Интеллектуальные ресурсы” Национального исследовательского технологического университета МИСиС, госдотации не сделали украинские угольные предприятия эффективными и у Украины нет сейчас возможности производить в больших объемах уголь высокого качества. При этом в угольной промышленности России, по данным прошлого года, добыто 321,9 млн. т угля (143,1 млн. т, то есть 44,4%, ушло на экспорт). Ведущие российские металлургические предприятия, такие как Evraz и “Мечел”, располагают собственной сырьевой базой и не нуждаются в поставках извне, напомнил Ковшевный.

Транспортные издержки делают поставку украинского угля в Россию маловероятной: территориальная близость Новочеркасской станции является единственной возможной предпосылкой для экспорта с Украины – в этом случае сохранялось ценовое преимущество. По словам управляющего ростовского банка “Акрополь” Алексея Кошмана, за счет госдотаций, а также нелегальной добычи антрацитового штыба на Украине цена на этот вид угля в 2012-2013 гг. колебалась в районе $40/т, при цене в $80 в России. С учетом логистики в Россию уголь поступал по цене приблизительно $55/т, то есть по демпинговой цене. Эти слова подтверждают данные центра “Интеллектуальные ресурсы” МИСиСа, согласно которым цена на украинский уголь в первые 4 месяца 2014 г. составляла $54,6/т.

Как отмечает Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России, основной причиной, по которой украинская сторона отказалась продлять контракт с ОГК-2, может быть неспокойная ситуация на границе с Украиной.

– Уголь больше других видов топлива подвержен различным логистическим проблемам. Для нормального функционирования предприятия требуются постоянные и непрерывные поставки угля. Поэтому поставка угля сильно зависит от ситуаций с перебоями железнодорожного сообщения, а железная дорога является самым уязвимым местом в случае военного конфликта. Если граница с Украиной закрывается практически каждые два дня, каких еще действий от российских предприятий можно ожидать? – отметил Абзалов.

– Качественный уголь в большом дефиците в Украине, – говорит Виктор Ковшевный. – В сложившихся условиях любые товарные потоки между Россией и Украиной находятся под большим ударом: что грузоотправители, что грузополучатели боятся за сохранность грузов. Если же не удастся урегулировать ситуацию в Донбассе (обеспечивает добычу 70% угля в Украине), в 2014 г. вывоз угля из Украины может сократиться наполовину. Из-за боевых действий в Донецкой и Луганской областях снижены объемы проведения горных выработок, приостановлено поступления взрывных веществ на шахты, существенно затруднен подвоз работников. Только в мае и июне в Донецкой и Луганской областях из-за боевых действий не добыто порядка 200 тыс. т (около $8,5 млн.). Четыре шахты “Лисичанскугля” (Луганская обл.) полностью прекратили свою работу. Если данную ситуацию не удастся уладить, то возникнут существенные перебои с поставками в черноморско-балканский регион. Этот рынок могут легко занять российские компании. Для этого требуется срочное углубление подходных каналов к азовским портам РФ в Ростовской области и Краснодарском крае.

Комментарий ДТЭК и его головной группы СКМ получить не удалось.

С поставками украинского угля в Россию проблемы были с тех пор, как ДТЭК и ОГК-2 заключили соглашение в 2012 г. Закупка украинского угля по демпинговой цене привела к резкому спаду продаж угольных компаний Ростовской области (в области работают “Русский Дон – уголь”, Южная угольная компания, “Донской уголь” и др.), что повлекло за собой сокращение рабочих мест в регионе. Местные власти в лице губернатора Василия Голубева обратились в Минэнерго с предложением запретить ввоз с Украины угля, содержание серы которого превышает 1%. Однако никаких решений не последовало.

По словам представителя ОГК-2 Дмитрия Филатова, в связи с отменой поставок угля с Украины Новочеркасская ГРЭС может перейти на высококалорийный уголь, если цена на него будет приемлемой. Победителя конкурса ОГК-2 определит в середине июля: Филатов признал, что предпочтения будут отдавать ростовским компаниям. (Укррудпром/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий