Совет оптового рынка электроэнергии (Совет ОРЭ) отказал теплоэлектроцентралям (ТЭЦ) в выделении авансового платежа для проведения ремонтной кампании 2014 г. Авансовый платеж из средств энергорынка – единственный источник денег, за счет которых остановленные на лето ТЭЦ, не производящие тепловую и электрическую энергию в межотопительный период (апрель-октябрь), могут подготовиться к отопительному сезону.

Отказ в выделении авансового платежа Совет ОРЭ одобрил еще 24 июня. Капитал располагает протоколом этого заседания, согласно которому за такое решение проголосовали 8 из 10 директоров совета. ТЭЦ продолжают выбивать деньги из ОРЭ, но пока безрезультатно.

Президент ассоциации “Укртеплоэлектроцентраль” (“УкрТЭЦ”) Юрий Улитич рассказал изданию, что начиная с 2006 г. Совет ОРЭ традиционно согласовывает выделение ТЭЦ авансовых платежей для проведения ремонтной кампании и подготовки к отопительному сезону. Как правило, ТЭЦ получают средства в июне-августе, а возвращают в октябре-декабре, после того как начнут получать деньги за выработанную электрическую и тепловую энергию, отпущенную потребителям. Впервые с 2006 г. Совет ОРЭ отказал в авансе.

В этом году на аванс общим объемом 50 млн. грн. претендовали шесть ТЭЦ (Северодонецкая, Николаевская, Зуевская, Днепродзержинская, Херсонская и Калушская), которые находятся в госсобственности и управляются Министерством энергетики и угольной промышленности. По словам Улитича, этот аванс – единственная возможность для ТЭЦ привлечь средства для проведения ремонтов. “ТЭЦ, которые хотят в 2014 г. получить аванс, летом стоят. А за что они могут выполнить ремонт в полном объеме и необходимом качестве, если не получают денег от потребителей? Им деньги нужны сейчас, чтобы купить материалы для ремонта, выплатить заработную плату сотрудникам, заплатить авансы подрядчику и т. п.”, – отмечает Улитич.

Из-за того, что нет авансового платежа, объемы планового ремонта пришлось сократить, рассказал директор Херсонской ТЭЦ Богдан Педченко. “Этот авансовый платеж для нас критичен, поскольку в этом году энергорынок нам и так недоплатил за отпущенную электроэнергию”, – добавил он, но не уточнил сумму.

Председатель Совета ОРЭ Борис Лисовой сообщил, что совет и в дальнейшем не намерен рассматривать вопрос о предоставлении авансовых платежей ТЭЦ. “Решение не выдавать аванс было принято еще в 2013 г., в нынешнем Совет ОРЭ подтвердил свою позицию и просто не рассматривал этот вопрос”, – подтвердил он. По его словам, выдача аванса для ТЭЦ – это беспроцентный кредит за счет всех участников рынка, в то же время были прецеденты, когда ТЭЦ не возвращали авансовые платежи. По словам Лисового, в свое время ТЭЦ предложили разработать методологию, которая позволила бы привлекать не авансы, а кредиты через тот же энергорынок. “Для этого нужно работать с НКРЭ, но они этого не хотят – надо же будет проценты платить”, – отметил собеседник.

Улитич отметил, что средний возраст украинских ТЭЦ – 60-70 лет. При этом на долю станций приходится около 7% общего объема производства электроэнергии в стране, но в производстве тепла их значение намного больше – они обеспечивают теплом от 50% до 80% потребителей в своих городах. “Если не провести ремонт, есть все шансы повторения алчевской аварии, когда 100-тысячный город в морозы остался без тепла!” – предупреждает Улитич.

Президент ассоциации “УкрТЭЦ” считает, что Совет ОРЭ отказал в авансе абсолютно обоснованно, так как он не несет ответственность за готовность ТЭЦ к отопительному сезону, это прерогатива Минэнергоугля. Из-за того, что большинство голосующих директоров в Совете ОРЭ представляют энергохолдинг “ДТЭК” Рината Ахметова, а ТЭЦ не имеют ни одного голоса, и принимаются такие решения, заявил Улитич, добавив, что совет регулярно принимает решения о выделении кредитов в объеме 3,4 млрд. грн. для тепловой генерации (ТЭС), которая в основном принадлежит ДТЭК, для расчетов за угольную продукцию. “Но при этом совет отказал ТЭЦ в авансе всего лишь в 50 млн. грн.”, – замечает Улитич.

Проблема с финансированием ремонтной кампании – не единственная. В июне Кабмин принял постановление, которое ужесточает для ТЭЦ дисциплину платежей за газ. В Украине большинство ТЭЦ – газовые. Например, в профильную ассоциацию входит 21 ТЭЦ, при этом на угле работают всего семь, остальные – на природном газе. Согласно постановлению Кабмина, ТЭЦ должны открыть спецсчет, на который будут поступать все деньги, полученные от продажи тепла. В случае если ТЭЦ в течение двух месяцев не сможет оплатить стоимость поставленного газа в полном объеме, все деньги с этого счета списываются на счет поставщика газа до полного погашения долгов.

По мнению Улитича, таким решением правительство сделало ТЭЦ крайними в вопросе оплаты за газ. “Например, часто государство не полностью компенсирует ТЭЦ разницу в тарифах за тепловую энергию. А некоторые нерадивые потребители, несмотря на то, что отопительный сезон заканчивается 15 апреля, перестают платить еще в феврале и погашают долги только к началу следующего сезона”.

Улитич напомнил: подобная схема взыскания денег с ТЭЦ существовала несколько лет назад, когда было создано ГП “Газ-тепло”. “Тогда почти все ТЭЦ “положили на спину”: они не смогли ни ремонты провести, ни зарплату заплатить, – вспоминает Улитич. – И через два года от этой идеи отказались”. (Укррудпром/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий