Принятый Верховной Радой в первом чтении законопроект №4117а «Об особом периоде в топливно-энергетическом комплексе» вызывает критику как у экспертов, так и со стороны тех, кому предстоит его выполнять. Руководитель маркетинговых исследований ООО «Ньюфолк» Геннадий Кобаль, предваряя дискуссию относительно этого документа, назвал его недоработанным, противоречивым и сулящим не очень хорошие последствия, а потому неприемлемым. Речь идет о норме этого законопроекта, обязывающей все негосударственные компании, занимающиеся разведкой и добычей газа, закачивать половину поднятого из недр объема в подземные хранилища.

Кобаль объясняет, что в первом полугодии действующие на территории Украины частные компании добыли 1,5 млрд. куб. м газа, увеличив добычу против аналогичного периода прошлого года на 33%. Далее следует простой расчет. Если в подземные хранилища будет закачана половина этого газа, то они пополнятся всего лишь на 750 млн. куб. м. Все участники дискуссии согласны с тем, что проблема наполнения хранилищ за этот счет решена не будет.

Его поддерживает собственник и управляющий директор компании Pelicourt Роберт Бенш. Он говорит, что ему понятно желание правительства иметь в нынешний сложный для Украины период заполненные газохранилища. Но, учитывая количество газа, добываемого частными компаниями, законопроект, по мнению специалиста, не даст желаемого результата и «сделает только хуже», поскольку остановит процесс развития этих компаний. Американский гражданин советует украинскому правительству не делать этого, а всяческий поощрять инвестиции в частные добывающие компании, которых в Украине всего 10—12. Забирая у них газ, отмечает Бенш, правительство отбрасывает страну на 10 лет назад и не решает ни одну проблему. Он не исключает, что, начав с принуждения инвесторов, правительство может стать на ошибочный путь национализации частных предприятий.

«Я люблю Украину так же, как любят эту страну ее граждане, — говорит Бенш, — я каждый день был на Майдане. Но сейчас обеспокоен тем, как поднять добычу, потому что после этого решения труднее будет найти инвестиции, сложнее будет создавать рабочие места». «Именно из-за отсутствия инвестиций, — добавляет американский бизнесмен, — Украина была в ужасном положении последние 20 лет». Отвечая на вопрос «Дня», он говорит, что постоянно информирует о ситуации вокруг своего предприятия посла США и встречает понимание с его стороны.

Намного труднее буровой компании «Горизонт», наблюдательный совет которой возглавляет Зиновий Козицкий. Понимания она не встречает. «Кое-кто думает, что к газодобытчикам деньги идут дождем с неба», — говорит предприниматель. Компания небольшая, продолжает он, но все же за пять лет работы мы создали 15 новых рабочих мест, плюс рабочие места в компаниях, в том числе и государственных, являющихся нашими подрядчиками. «Мы ведем геологические исследования и опытно-промышленную разработку месторождения, платим неплохую зарплату и все налоги, — продолжает он, — Пробурили три скважины, но две из них пришлось закрыть из-за низкого дебета. Так что доходы и рентабельность невысокие. А еще у нас кредиты. Если мы перестанем продавать тот небольшой объем газа, который добываем, а отправим его в ПХГ, то какой инвестор к нам придет?». По словам Козицкого, сегодня инвесторы, несмотря ни на что, еще проявляют интерес к газодобыче в Украине, но одно лишь известие о законе 4117а, принятом в первом чтении, их отпугивает. «В этом вопросе нужна взвешенная и продуманная политика», — настаивает газодобытчик.

Подоплеку законопроекта открывает советник президента ВОО «Союз участников либерализации газового рынка» Олег Бакулин. Оказывается, норма о закачке в подземные хранилища 50% газа, добытого независимыми компаниями, была введена еще предыдущим правительством. Но оно не стало на ней настаивать, и от этого тогда пострадали лишь некоторые компании. Новое правительство сейчас получило куда более сложную ситуацию в газовой сфере. Если закон примут, то оно будет добиваться его неукоснительного выполнения. Кто от этого выиграет, спрашивает эксперт? Если предприятие, использующее газ для технологических потребностей, не получит от независимой компании необходимого ей объема газа, то обратится за ним, скорее всего, к «Нафтогазу», у которого имеется лицензия на поставки этого топлива по нерегулируемому тарифу.

В результате монополист выступает конкурентом независимым компаниям и увеличивает свою долю на рынке промышленности, тогда как частные компании ее теряют. Выходит, именно «Нафтогаз» заинтересован в том, чтобы частные газодобывающие компании фактически замораживали половину своей продукции в подземельях монополиста? Эту гипотезу подтверждает представитель компании «Укрнафтогазэнерго» Мария Яковлева. Она рассказывает, что сейчас с венгерского направления в Украину по реверсу заходит всего 19% того газа, который мог бы приходить в соответствии с действующими договоренностями. И это был бы объем в разы больший, чем тот, который пытаются отнять в соответствии с обсуждаемым законом у негосударственных компаний. Препятствия для этого создает никто иной как «Нафтогаз».

Эту мысль Яковлевой в комментарии «Дню» подтвердил президент Киевского центра энергетических исследований Александр Нарбут. По его словам, в первые три месяца после повышения цены на российский газ «Нафтогаз» не использовал реверсивные мощности более чем на 1,5 млрд. куб. м, тогда как объем дополнительного газа от частных компаний в соответствии с законом в два раза меньше. При этом монополист также не давал реализовать через реверс импортные контракты другим украинским покупателям, отказываясь включать их в баланс.

«Конечно, — продолжает Нарбут, — Украина, руководствуясь острой сегодняшней необходимостью, а также разрабатываемой сейчас в ЕС директивой о создании страхового запаса, должна действовать. Но этот запас должен создаваться за счет средств госбюджета и распоряжаться им должно государство по определенной процедуре. А сейчас у нас предпринимается попытка найти решение проблемы за счет простого стандартного решения — отобрать. Причем собственникам никто не может гарантировать возврата в тот момент, когда им будет позволено использовать этот газ. «Нафтогаз» говорит: вы его положите в хранилища, а после 1 января сможете его поднять — мы гарантируем. Но как эта организация может что-то гарантировать, если собирается расчленить, дезинтегрировать газотранспортную систему, создав несколько предприятий, а также целый ряд предприятий с хранилищами, которые будут их (хранилищ) операторами. А возможно и новыми собственниками, поскольку просматриваются намерения приватизации хранилищ». «И у кого завтра будут искать свой газ его владельцы?» — спрашивает Нарбут.

Интересный рецепт для лечения нынешней ситуации в газовом секторе рассказал «Дню» один опытный работник отрасли, оставшийся ныне не у дел. Поскольку государственные нефтегазодобывающие компании продемонстрировали сегодня неспособность обеспечить страну и ее вооруженные силы энергоресурсами (добыча газа за первое полугодие снижена на 2%), то он советует просто отобрать у всех госкомпаний лицензии на разведку и добычу, а затем выставить эти разрешения на конкурс. Эксперт не сомневается, что в мире найдется очень много желающих приобрести возможность добывать углеводороды прямо в центре Европы. Таким образом, можно будет легко наполнить бюджет. Кроме того, в результате в Украину потоком пойдут инвестиции и современные технологии, будут создаваться новые рабочие места и расти до европейских стандартов зарплата. (День/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий