В Атырауской области наблюдается дефицит горюче-смазочных материалов – в свободной продаже нет бензина марки АИ-95 и АИ-98, на отдельных АЗС его отпускают только по талонам. Бензин марки АИ-92 бывает не на всех АЗС и не всегда, по сведениям Казинформ.

Генеральный директор Атырауского нефтеперерабатывающего завода Кайрат Уразбаев в интервью корреспонденту Казинформа рассказал, что какие меры принимаются на предприятии, чтобы обеспечить Казахстан собственным ГСМ.

– Кайрат Кулымович, дефицит бензина в стране связывают с реконструкцией АНПЗ. Насколько это соответствует действительности?

– Это верно только в части, касающейся факта реконструкции завода. В рамках государственной программы ФИИР реализуются крупномасштабные проекты – сооружаются комплексы по выпуску ароматических углеводородов и глубокой переработке нефти стоимостью в несколько миллиардов долларов. Реализация этих проектов предусматривает строительство и ввод в эксплуатацию современных технологических установок и объектов общезаводского хозяйства, направленных на расширение линейки выпускаемой продукции, в том числе и нефтехимической – 133 тыс. т бензола и 496 тыс. т параксилола в год. В первую очередь проекты направлены на выпуск дополнительных объемов производства социально значимых нефтепродуктов – автобензина и дизельного топлива, соответствующих экологическим требованиям класса 4 и класса 5. Однако при этом завод ни на один день не останавливает выпуск горючего.

– Влияет ли процесс реконструкции АНПЗ на объемы производства ГСМ?

– Трудности, конечно, есть, но они внутренние и не сказываются на выпуске продукции. Чтобы не быть голословным, приведу цифры. За 8 месяцев мы должны были переработать по плану 3 млн. 220 тыс. т нефти. Сверх плана мы переработали 19 тыс. т нефти. При этом сверх установленного министерством задания дополнительно получили 10 тыс. т автобензина. С начала года выпущено 397612 т бензина, 899822 т дизельного топлива, 112852 т печного топлива, 14956 т авиакеросина. Если сравнивать данные по отгрузке нефтепродуктов за 8 месяцев с аналогичным периодом прошлого года, то наблюдается положительная динамика по всем производственным показателям.

– Сколько было произведено бензина, которого сегодня так не хватает?

– В этом году мы отгрузили бензина на 115812 т больше, чем за аналогичный период прошлого года. В этом году при фактическом увеличении объема переработки нефти доля производства мазута снижена на 61669 т. Это является положительным показателем сбалансированной работы производственных процессов на технологических установках завода. До конца года мы должны выполнить весь объем плановой переработки.

– Почему же тогда имеется дефицит бензина?

– Это вопрос не к нефтепереработчикам. Наша задача переработка в тех объемах, которые установлены. Распределением горючего, торговлей мы не занимаемся. Можно только сказать, что и так известно: достаточного объема высокооктанового бензина в Казахстане не производится.

– Когда Казахстан начнет производить ГСМ в объеме, достаточном для удовлетворения внутренней потребности?

– Отвечу за наше предприятие. В этом году на Атырауском НПЗ завершается создание комплекса по производству ароматических углеводородов (КПА), что позволит предприятию заметно увеличить глубину переработки нефти. Сегодня завод имеет возможность производить бензина порядка 550 тыс. т в год. Из них лишь 40% составляет доля высокооктанового бензина, остальное – темные нефтепродукты. После ввода в эксплуатацию КПА завод получит возможность производить бензина порядка 600-650 тыс. в год. При этом важно не увеличение объемов, а то, что львиная доля выработанного объема горючего будет иметь высокое октановое число. Более кардинально ситуация с высокооктановым горючим, по крайней мере в нашей области, решится лишь в 2016 г., когда на Атырауском НПЗ завершится создание комплекса глубокой переработки нефти.

– И что это даст?

– Мы ожидаем увеличения производства автобензина в 2-2,5 раза. Хотя объем переработки нефти значительно не возрастет, выпуск бензина составит 1500-1600 тыс. т в год. Достигнуто это будет за счет резкого увеличения глубины переработки нефти – извлечения из нее светлых нефтепродуктов. Весь бензин будет высокооктановым. Этого объема будет вполне достаточно, чтобы обеспечить горючим стандарта Евро-5 весь западный регион Казахстана. Известно, что к этому времени завершится реконструкция Павлодарского и Шымкентского заводов, где также в разы увеличится производство высокооктанового бензина. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий