Законопроект “Об особом периоде в топливно-энергетическом комплексе” стал одним из первых, зарегистрированных 28 ноября Арсением Яценюком в Верховной Раде после переизбрания его на премьерский пост. Это стало очередным этапом на пути к завершению процедуры утверждения этого документа. 4 июля 2014 г. он был принят народными депутатами за основу. И теперь, как того требует регламент Верховной рады, Кабмин его внес на рассмотрение новоизбранного парламента для дальнейшей подготовки ко второму чтению.

На заседании правительства 26 ноября Яценюк высказался за скорейшее принятие закона “Об особом периоде в топливно-энергетическом комплексе”. “Я надеюсь, что в этом парламенте не будет такого энергетического лобби, которое… в прошлом парламенте… не дало нам принять закон о чрезвычайном положении в энергетическом секторе. И потому в этом парламенте, где есть 300 голосов проевропейского большинства, мы примем не только данный закон, но и все другие законы, которые окончательно выведут на свет добычу собственного газа и собственной нефти”, – сказал глава правительства.

Намекая на противодействие в утверждении своих инициатив со стороны пророссийского энергетического лобби, Яценюк в своем выступлении проигнорировал другой весомый факт: нормы правительственного законопроекта “Об особом периоде в ТЭК” вызвали жесткую критику не только со стороны отечественных экспертов, но и зарубежных инвесторов.

Особый период в ТЭК в законопроекте трактуется как “период функционирования ТЭК в условиях ограничения и/или прекращения поставки энергоносителей (энергообеспечения) на территории Украины”. В таких условиях документ предусматривает передачу широких полномочий Министерству энергетики и угольной промышленности, которое, в частности, получит право обязывать частные компании продавать газ госхолдингу “Нафтогаз Украины”. При этом ни цена, ни условия продажи топлива государству в законе не определены. Кроме того, в документе присутствует норма о закачке в подземные хранилища 50% газа, добытого независимыми добывающими компаниями. Все это противоречит рыночным принципам и свободной конкуренции, которые являются основой экономической политики развитых стран.

Вопреки принципам Евросоюза, на которые в своих заявлениях ориентируются украинские чиновники, законопроект Кабмина усиливает монополию НАК “Нафтогаз Украины” на рынке. Если предприятие, использующее газ для технологических потребностей, не получит от независимой компании необходимый объем энергоресурса, то обратится за ним, скорее всего, к госхолдингу, у которого имеется лицензия на поставку по нерегулируемому тарифу. В результате НАК выступает конкурентом независимым компаниям и увеличивает свою долю на рынке промышленности, тогда как частные компании ее теряют.

“Частные газодобытчики несут в Украину новые технологии и инвестиции, и забрать у них газ – значит отбросить отрасль на 10 лет назад. Если принять этот закон, во всем мире компании будут говорить о том, что в случае проблем Украина готова национализировать активы”, – прогнозирует Роберт Бенш, управляющий директор американской компании Pelicourt.

По его словам, принятие закона “Об особом периоде в ТЭК” не будет иметь значительного положительного эффекта для обеспечения газом экономики, а принудительная продажа газа частными компаниями в пользу “Нафтогаза Украины” будет иметь катастрофические последствия в долгосрочной перспективе, и приведет к полной остановке частной добычи (около 3 млрд. куб. м в год).

Бенш говорит, что ему понятно желание правительства иметь в нынешний сложный для Украины период заполненные газохранилища. Но, учитывая количество газа, добываемого частными компаниями, законопроект, по мнению специалиста, не даст желаемого результата и “сделает только хуже”, поскольку остановит процесс развития газодобычи в Украине, а не простимулирует ее.

А значит, ожидания Яценюка, что его законодательная инициатива усилит энергетическую безопасность и энергетическую независимость Украины, не оправдаются.

Глава наблюдательного совета “Киевэнерго” Иван Плачков, бывший министр топлива и энергетики Украины, обратил внимание, что законопроект “Об особом периоде в ТЭК” не рассматривает проблему стабильных поставок энергоресурсов с точки зрения их потребителей. “Этот документ направлен исключительно на утверждение полномочий правительства в ручном управлении топливно-энергетическим комплексом всей страны, но абсолютно игнорирует проблемы отрасли и перспективы ее развития”, – подытожил он. (Forbes Украина/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий