Рада на заседании 23 декабря планировала внести в Налоговый кодекс (НК) изменения, в соответствии с которыми рентные платежи для нефтегазодобыващих компаний, работающих по договорам о совместной деятельности (ДСД), будут повышены до 70% стоимости добываемого продукта. Нефтегазодобытчики говорят, что уже при действующей ренте в 55% они вынуждены были отложить реализацию некоторых проектов, а дальнейшее ее увеличение может сделать добычу газа нерентабельной.

Депутат Виктория Войцицкая (фракция “Самопомич”) рассказала “Капиталу”, что в новой редакции НК будут четко прописаны ставки налогообложения для компаний, которые занимаются добычей углеводородов в рамках договоров о совместной деятельности. Кроме того, рентная плата будет повышена на 15 п. п., а объем платежей рассчитываться исходя из объема добычи и цены на углеводороды, которую сформирует Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг. Повышенная ставка рентных платежей будет касаться как ДСД, заключенных крупнейшей государственной компанией “Укргазвыдобування”, так и других ДСД, заключенных дочерними предприятиями госкомпании “Надра Украины”.

По мнению Войцицкой, в отличие от других форм участия частного капитала в добыче нефти и газа, работа в рамках ДСД несет для частных инвесторов гораздо меньше рисков и затрат, тогда как маржа от такой деятельности – намного выше, чем от добычи, осуществляемой по другим условиям (например, по лицензии).

Как заявила Войцицкая: по условиям ДСД, между партнерами делится не добытый физический ресурс, а прибыль от его реализации. В то же время она отметила, что часто углеводороды, добытые в рамках ДСД, продавались через товарные биржи по ценам ниже рыночных, а разница оседала на подконтрольных частным инвесторам трейдинговых компаниях. “Мы хотим сказать, что договоры о совместной деятельности контролируются олигархами, которые владеют активами, созданными еще в советские времена, и получают сверхприбыли. Маржинальность их бизнеса выше по сравнению с другими компаниями на рынке”, – заверила эксперт.

Крупнейшим добытчиком газа в Украине является “Укргазвыдобування”. Согласно балансу газа на 2014 г., в этом году госкомпания планирует добыть 15,10 млрд. куб. м газа, в том числе 1,12 млрд. куб. м из этого объема предполагается добыть в рамках ДСД с частными инвесторами. При этом 80-85% газа в рамках ДСД “Укргазвыдобування” добывает совместно с компанией “Карпатыгаз”, которую некоторые СМИ связывают с Дмитрием Фирташем (от чего в самой компании открещиваются).

Финдиректор “Карпатыгазу” Артур Сомов рассказал “Капиталу”, что введение ренты в 70% окажет негативное влияние на добычу газа в Украине. Он пояснил, что после поднятия рентных платежей до уровня 55% компания вынуждена была остановить проекты по капитальным ремонтам скважин. Это также отразилось на сроках ввода в эксплуатацию дожимных компрессорных станций (ДКС), которые позволяют увеличивать добычу газа на месторождениях и поддерживать необходимое рабочее давление на месторождениях. Сомов отметил, что эффект от работы ДКС получает не только сама компания “Карпатыгаз”, но и “Укргазвыдобування”, а также другие частные инвесторы, работающие на тех же месторождениях. Из-за проблем с финансированием “Карпатыгаз” и так задержала ввод в эксплуатацию двух крупнейших ДКС в Украине. “В случае подъема ренты до 70% у нас физически не останется ресурсов, чтобы закончить ввод ДКС. Это приведет к тому, что объем добычи “Укргазвыдобування” будет сокращаться, и на величину этого падения Украине придется закупать импортный газ”, – сказал он.

Относительно заявлений, что работающие в рамках ДСД компании имеют более высокую маржу, Сомов заметил: “Разве нам дешевле обходится бурение или капитальное строительство? Это все равно что вы строите дом на собственной земле или арендованной – стоимость строительных работ от этого не меняется”.

При рыночной цене газа в 4 тыс. грн./тыс. куб. м добытый газ продавался по 1,5 тыс. грн., а разница отмывалась

В то же время он согласился, что многие ДСД были коррупционны, и при рыночной цене газа в 4 тыс. грн./тыс. куб. м добытый ими газ продавался, например, по 1,5 тыс. грн., а разница отмывалась. “Такое на рынке было, чего скрывать. И тень от их деятельности падает и на нас”, – отметил он. При этом Сомов добавил, что “Карпатыгаз” ежемесячно платит 200-250 млн. грн. различных налогов.

В начале декабря премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что правительство хочет поменять подход и работать с частными инвесторами на условиях договоров о распределении продукции. Такие договоры украинское правительство в свое время подписало с международными компаниями Shell и Chevron.

По мнению Сомова, эта инициатива на руку частной газодобыче, поскольку новая форма будет более понятна для иностранных кредиторов, а государство при этом будет точно знать, сколько ресурса оно получает. Однако он назвал и минусы создания СРП – его внедрение потребует массы изменений в подзаконные акты. (Капитал/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий