Доставка туркменского газа по Транс-Анатолийскому газопроводу (TANAP) в Турцию и далее в Европу возможна не ранее, чем через 10 лет. Об этом заявил независимый эксперт, директор Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан.

29 января глава МИД Турция Мевлют Чавушоглу заявил, что Турция и Азербайджан заинтересованы в транспортировке туркменского газа по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP). “Этот вопрос открывает довольно интересные перспективы перед бизнесом. Ведь в 90-ые годы только бизнес в этом проекте был активным, а затем уже политика. Сейчас оба сегмента могут помочь друг другу реализовать грандиозный проект по доставке туркменского газа на европейские рынки”, – отметил И. Шабан.

Однако, считает эксперт, это вопрос не ближайшей перспективы. “Это может быть осуществлено в лучшем случае лет через 10, поскольку TANAP на максимальную мощность выйдет не раньше 2025 г.”, – подчеркнул эксперт. По мнению И. Шабана, также следует обратить внимание на то, что в принятом главами МИД Азербайджана, Турции и Туркменистана Ашхабадском заявлении подчеркивается особое значение доставки природного газа из региона Каспийского моря в Европу через Турцию. “К такому консенсусу стороны пришли впервые, хотя в ходе бакинской встречи в прошлом году газовая тема также была в центре внимания глав МИД этих трех стран. Во-вторых, надо учесть, что это документ политического характера, который указывает на намерения сторон. Т.е. здесь не учитываются коммерческие вопросы и аспекты проекта”, – отметил он.

По словам эксперта, Туркменистан как газодобывающая страна, заинтересованная в экспорте своего газа по разным маршрутам и различным покупателям, выразила желание транспортировать свое голубое топливо и по “западному” маршруту посредством газопровода TANAP в Европу. “Азербайджан и Турция в этом контексте заверили Туркменистан, что если официальный Ашхабад в будущем выразит конкретное намерение, то они поддержат его инициативу”, – подчеркнул он.

Эксперт также обратил внимание и на тот факт, что в совместном заявлении глав МИД трех стран указан не проект “Южного газового коридора”, а именно проект TANAP. “Дело в том, что под “Южным газовым коридором” подразумевается продолжение TANAP с присоединением к нему Транс-Адриатического газопровода (TAP). При проектировании TAP, он был практически рассчитан только на объемы азербайджанского газа, даже с учетом в будущем их увеличения в 2 раза. Максимальные объемы перекачки TANAP на 11 млрд. куб. м в год больше, чем у ТАР. В этой связи маневренность у TANAP получается намного больше, чем у TAP, так как с границы Турции можно обеспечить доставку как азербайджанского, так и туркменского газа в разные страны Европы”, – отметил он.

Заместитель главного редактора азербайджанского журнала “Region +” Фуад Гусейналиев со своей стороны высказал мнение, что заявления, сделанные в Ашхабаде, могут стать основной для организации поставок туркменского газа в Европу. “Создаваемая Азербайджаном инфраструктура “Южного газового коридора” может послужить в будущем и поставкам газа из Туркменистана, Ирака и в более длительной перспективе из Ирана. Для Туркменистана на данном этапе основным рынком сбыта газа является Китай. Но в ближайшие годы на этот рынок войдет и российский газ, что усилит конкуренцию и позицию китайских компаний в вопросе ценообразования. Поэтому для Туркменистана приоритетной задачей является закрепиться и получить свою долю на европейском газовом рынке с учетом же возможного освобождения ниш”, – отметил он.

Эксперт напомнил, что на последнем саммите глав Прикаспийских государств президент Туркменистана Гурбангулу Бердымухаммедов подчеркнул, что прокладка трубопроводов по дну Каспия – суверенное право государств, по участкам дна которых они проходят, и потому может осуществляться только с их согласия. “Тем самым Г. Бердымухаммедов показал намерение актуализировать в будущем вопрос Транскаспийского газопровода, невзирая на противодействие РФ и Ирана, ссылающихся на возможные экологические угрозы”, – отметил он. “В этой связи можно отметить также и вхождение малазийской компании Petronas в проект “Шах-Дениз”. Эта компания активно разрабатывает морские месторождения Туркменистана, которые также богаты не только нефтью, и залежами природного газа. И участие этой компании в газовых проектах по обе стороны Каспия также может стать предвестником для Транскаспия”, – подчеркнул он.

Как считает Ф. Гусейналиев, для РФ выход туркменского газа в Европу открывает более широкие перспективы на рынке Китая и далее в Юго-Восточной Азии, поскольку уводит основного конкурента в другой регион. Эксперт считает, что активизация Туркменистана в переговорном процессе по доставке газа в Европу свидетельствует о нескольких трендах меняющейся энергетической карты региона. При этом единственной возможностью для доставки туркменского газа в Европу, по его мнению, остается Транскаспийский газопровод и далее использование системы “Южного газового коридора”. “Усиливающееся противостояние Запада и России вполне может перейти в плоскость энергетических, а, в частности, газовых войн. Отказ РФ продолжать поставки газа в ЕС через Украинскую газотранспортную систему с 2020 г. и инициирование проекта “Турецкий поток” может привести к тому, что Европа блокирует и этот проект, как это было в случае с “Южным потоком”, – считает Ф. Гусейналиев.

По его словам, позиция ЕС заключается в том, что при наличии украинской ГТС, а также “Северного потока” нет необходимости в новых газопроводах из РФ в Европу. С другой стороны, долгосрочные контракты на поставку газа обычно предусматривают пунктом сдачи границу закупающего газ государства, а не территорию третьей страны, откуда необходимо еще провести газопроводы до потребителей. Сохранение текущих позиций сторон, в перспективе может привести к значительному сокращению экспорта газа из РФ в Европу в пользу других альтернатив.

Церемония закладки “трубы” газопровода TANAP состоится в марте 2015 г., в апреле 2015 г. планируется начать физическое строительство газопровода. Пропускная способность газопровода TANAP составит на начальном этапе16 млрд. куб. м, из которых 10 млрд. будет направляться в Европу, 6 млрд. куб. м – в западные регионы Турции. Источником для трубы должен стать газ, который будет добываться в рамках проекта Стадия-2 разработки азербайджанского месторождения Шах-Дениз.

При этом по оценкам SOCAR в 2023 г. мощность трубы будет доведена до 23 млрд. куб. м, а в 2026 г. – до 31 млрд. куб. м. В тоже время после расширения TANAP источником будет газ, добываемый и с других месторождений в Азербайджане, а также газ из других стран.

Участниками проекта строительства трубопровода TANAP в настоящее время являются: SOCAR (58%), BP (12%) и турецкая BOTAS (30%). При этом глава SOCAR Ровнаг Абдуллаев ранее заявил, что новых изменений в составе участников проекта TANAP или изменений в долевом участии акционеров не планируется. Даже в случае появления новых акционеров в проекте, SOCAR намерена сохранить за собой контрольный пакет, т. е. 51%. (Интерфакс-Азербайджн/Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий