Проект будет разбит на много мелких лотов. Об этом “Ведомостям” сообщили источник, близкий к группе “Газпром”, и два подрядчика концерна. Прежде “Газпром” распределял подряды крупными лотами, определяя ключевого строителя той или иной трубы. Например, основным строителем Южного газового коридора, по которому газ планировалось подавать в “Южный поток”, а теперь в “Турецкий поток”, является “Стройгазмонтаж” Аркадия Ротенберга. ЗАО “Стройтрансгаз” Геннадия Тимченко собиралось строить европейский участок “Южного потока”, а подконтрольный Зияду Манасиру и Руслану Байсарову “Стройгазконсалтинг” был основным строителем труб для подачи газа в “Северный поток”.

Но с “Силой Сибири” такой подход создает риски, говорят все собеседники “Ведомостей”. Основные претенденты на строительство трубы – “Стройгазмонтаж” и ЗАО “Стройтрансгаз” под санкциями. Из-за этого они не могут импортировать часть необходимого оборудования. Так, “Стройгазмонтаж” не может закупать технику американской Caterpillar и американского производителя сварочных комплексов CRC-Evans, передавал в ноябре “Интерфакс” со ссылкой на Ротенберга.

Санкции создают и финансовые проблемы для подрядчиков. Под крупные объекты нужны большие банковские гарантии, кредиты, доступ к которым ограничен, отмечает один из подрядчиков. Ведь “Газпром” оплачивает работы только после сдачи объектов. Поэтому нужно иметь большой оборотный капитал.

Из-за этого крупные лоты придется дробить на несколько малых и распределять их между множеством подрядчиков, говорят собеседники “Ведомостей”. 19 декабря “Газпром” объявил тендер на подготовку 585 км трассы “Силы Сибири” со стартовой ценой 1,63 млрд. руб. Через месяц тендер отменили, а 27 января объявили вновь, но закупка была разбита на три лота, а ее общая цена снижена более чем вдвое до 724,6 млн. руб.

Под небольшие лоты подрядчикам будет проще привлекать гарантии и кредиты, говорит один из подрядчиков “Газпрома”.

А конкуренция за лоты поможет снизить их цену, отмечает источник, близкий к группе “Газпром”.

“Газпром” вынужден искать новых подрядчиков и потому, что не хочет допускать к работам “Стройгазконсалтинг”, который прежде выполнял треть заказов концерна, говорит один из поставщиков “Газпрома”. 30 января “Газпром” сообщил, что предквалификационный отбор для строительства “Силы Сибири” и обустройства его ресурсной базы – Чаяндинского месторождения прошли 23 компании, в том числе “Стройгазмонтаж” и “Стройтрансгаз”. “Стройгазконсалтинг” в списке отсутствует. Представители всех трех компаний отказались от комментариев. При этом в конце ноября член правления “Газпрома” Владимир Марков указывал: “Мы сегодня столкнулись с тем, что в России не хватает строителей трубопроводных систем. Не хватает по всем направлениям. Использованы все, кто только может работать” (цитата по Интерфаксу). Представитель “Газпрома” отказался от комментариев.

В тендерах смогут участвовать и компании вне списка, только им придется предоставлять больше документов, указывает один из подрядчиков “Газпрома”.

Стоимость строительства Anchor “Силы Сибири” протяженностью почти 4000 км оценивается в 770 млрд. руб. Начать по ней поставки газа в Китай планируется в 2019 г. “Газпром” собирался строить “Силу Сибири” на китайский аванс, но отказался от него, чтобы не снижать Китаю цену на сырье.

По мнению директора Small Letters Виталия Крюкова, основным претендентом на крупные подряды по “Силе Сибири” остается ЗАО “Стройтрансгаз”. Компания не будет строить “Южный поток” и керченский мост (этим займется “Стройгазмонтаж”) и потому имеет больше всего свободных мощностей. “Стройтрансгаз” в сентябре уже получил без конкурса подряд стоимостью 18,5 млрд. руб. на строительство подъездной дороги к Чаянде.

В то же время “Газпром” оказался в двоякой ситуации, указывает Крюков: “Несколько крупных подрядов разыгрывать рискованно, а много мелких грозят потерей контроля над их реализацией”. Еще в конце 2013 г. директор департамента корпоративных затрат “Газпрома” Михаил Сироткин в письме (есть у “Ведомостей”) предправления Алексею Миллеру указывал, что только ограниченное число подрядчиков позволит сокращать затраты в условиях жестких бюджетных ограничений и не срывать работы. Мелкие подрядчики на тендерах обычно демпингуют, чтобы затем, если выиграют, увеличить цену работ, писал Сироткин. В нынешней ситуации важно соблюсти баланс: количество подрядчиков придется увеличить, но в пределах разумного, говорит один из партнеров “Газпрома”.

Одновременно для сокращения затрат “Газпром” в августе привлек к строительству трубы восемь собственных газотранспортных “дочек”, сообщал корпоративный журнал концерна. В сентябре компания договорилась с трубниками о 10%-ной скидке (данные “Интерфакса”) на трубы в обмен на предоплату.

“При падающей экономике, при формуле на газ, привязанной к цене нефти, мы должны найти внутренние резервы для сохранения экономических параметров проекта”, – цитировал в ноябре “Интерфакс” слова замминистра по развитию Дальнего Востока Олега Скуфинского. До 1 марта правительство должно подготовить комплексный план строительства трубы, для проекта будут законодательные упрощения и льготы.

“Километр “Силы Сибири” все равно будет дороже, чем километр Южного коридора ($9,5 млн.), “Газпром” не изменит традиции увеличивать затраты на каждый новый проект”, – уверен директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. При нынешней цене на нефть гарантий завершения строительства “Силы Сибири” вообще нет, но подрядчики в любом случае заработают приличные деньги, считает эксперт. (Ведомости/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий