В последние дни января представители ЕС обратились к руководству Министерства энергетики и угольной промышленности с инициативой возобновить мониторинг транзита газа из России в страны Европы. Министр Владимир Демчишин поддержал предложение и 29 января провел встречу с главами дипломатических представительств Польши, Словакии, Чехии, Венгрии, ФРГ и Европейского Союза.

Подобная инициатива несколько удивила представителей украинской газовой отрасли. Дело в том, что еще в июле 2014 г. ПАО “Укртрансгаз” и Европейская сеть операторов газотранспортных систем (ENTSOG, Бельгия) договорились о начале такого мониторинга.

К октябрю 2014 г. была полностью отработана и налажена передача данных по украинскому транзиту на платформу ENTSOG. Они обновляются каждый день. Кстати, там же ведется и мониторинг заполнения и отбора газа всех подземных хранилищ Европы, в том числе и Украины.

“На мой взгляд, повышенный интерес к мониторингу мог быть вызван двумя причинами: снижением запасов газа в украинских хранилищах, хотя до конца отопительного периода еще два месяца, и парой январских заявлений “Газпрома” о том, что они боятся, что Украина начнет несанкционированный отбор газа”, – предполагает независимый эксперт Валентин Землянский.

На сегодня в подземных хранилищах Украины находится 9,5 млрд. куб. м газа. Критических температур до “-20”, да еще в течение всех двух месяцев, синоптики не прогнозируют. А, значит, газа в хранилищах нам вполне хватит, ведь к этому объему надо еще прибавить газ собственной добычи, и тот, что мы покупаем по реверсу, прогнозирует эксперт.

В ПАО “Укртрансгаз” Forbes сообщили, что 30 января в компанию приезжал представитель Европейской сети операторов. На встрече с украинскими газотранспортниками поднималось два вопроса. Во-первых, речь шла об увеличении количества технических параметров транзита, передаваемых на платформу. В частности, планируется на постоянной основе добавить такой параметр, как “калорийность газа”. Его могли передавать еще с октября 2014 г., но он не был востребован.

Во-вторых, европейцы попросили сосредоточить внимание на таком критерии, как “заявки на завтра”. Они хотели бы получать их в режиме онлайн. Каждый день страны-потребители дают заявку, сколько газа они хотели бы получить, а “Газпром”, также ежедневно, свою – сколько газа он готов им предоставить, и сколько в связи с этим просит протранспортировать.

Источник в НАК “Нафтогаз Украина” объяснил, почему европейцы так заинтересованы получать информацию “заявка на завтра” в режиме онлайн. Не секрет, что с тех пор как Украина начала получать газ по реверсу из Европы, “Газпром” не обеспечивает заявки потребителей в полном объеме, а дает только минимальный контрактный объем.

Это затрудняет поставки газа в Украину по реверсу. Ведь российский монополист любой ценой хочет остановить эти поставки. Европейцы, со своей стороны, вынуждены тоже корректировать свои балансы, чтобы обеспечить энергоресурсом и своих потребителей, и Украину. А снижение запасов в украинских ПХГ требует еще более тщательного подхода к составлению такого баланса.

Валентин Землянский также предположил, что “Газпром” может готовить какие-то провокации: “Не просто же так его руководители публично выражали обеспокоенность, что Украина может начать отбирать газ. К тому же, недавнее решение России проложить новую трубу “Турецкий поток” и перевести туда к 2019 г. весь украинский транзит должно как-то подтверждаться “нехорошими” действиями со стороны Украины. Они все ждут, а мы таких поводов не даем”.

И хотя украинские и европейские чиновники уверяют, что проект “Турецкий поток” бесперспективен, глава Минэнерго Украины Владимир Демчишин пытается перестраховаться. Одним из предложений со стороны украинского министра на встрече с руководителями дипломатических ведомств стран Европы было перенесение точек передачи газа с западных границ Украины с европейскими странами на границу Украина – Россия.

Таким образом, по его мнению, можно избежать любых манипуляций со стороны России, а европейские газовые компании получат возможность заключать договоры о транзите непосредственно с украинской стороной. “Европа сможет сама выбирать транзитную территорию, будет конкуренция маршрутов”, – убеждал Демчишин представителей Брюсселя. Ряд стран уже всерьез рассматривают такое предложение – особенно те, кто граничит непосредственно с Украиной. (Forbes Украина/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий