В Украине начато поэтапное повышение цен на электроэнергию и газ для населения, которые достигнут рыночного уровня уже в 2017 г. Годами тарифы искусственно удерживались на низком уровне, не покрывающем даже себестоимость предоставляемых услуг. Более того, вопрос тарифов был политизирован – каждый, кто экономически обосновывал повышение, был обречен на низкие рейтинги, а тот, кто критиковал или обещал снижение без всякого понимания, становился народным любимцем.

Поскольку комиссия (НКРЭКУ) не задавалась целью получить политические дивиденды, наша задача исправить сложившуюся ситуацию – элиминировать разницу в ценах, что, в свою очередь, позволит перейти к адресным дотациям, создать конкурентные условия на рынке и привлечь значительные инвестиции в сектор.

В 1999 г. была установлена цена на электроэнергию, экономически обоснованная на тот период. За последние 15 лет она выросла всего в 2,5 раза, а средняя заработная плата – в 15 раз. В результате сегодня 21% стоимости электроэнергии оплачивается потребителем, а 79% компенсируется за счет дотационных сертификатов, сумма которых составляет примерно 50 млрд. грн. в год. Источником этих компенсаций является большая цена для промышленности, в последствии приводящая к большей цене товаров и услуг. Излишне говорить, что эти деньги можно было бы направить на образование, здравоохранение, помощь бедным. В результате повышения тарифов: малоимущее население будет получать адресные дотации, как это делается во всех развитых странах, богатые – будут платить полную цену; те, кто ранее получал субсидии – и дальше будут получать их; собственная оплата не изменится, а те, кто имеют средства, будут оплачивать счета по полной цене; появятся стимулы к энергосбережению, которое позволяет существенно уменьшить потребление.

Более того, НКРЭКУ было принято решение о 50%-ной скидке на электроэнергию в ночное время при использовании двухзонного счетчика. Это позволит сэкономить потребителям и одновременно уменьшить пиковые нагрузки на ОЭС Украины.

Для сектора принятое решение означает, что: предприятия смогут привлекать дополнительные финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на развитие отрасли; Украина сможет перейти от текущей модели единого оптового покупателя электроэнергии к рынку двусторонних договоров, что усилит конкуренцию и приведет к уменьшению цен.

Такие же прозрачные рыночные условия должны действовать и на рынке газа.

Сегодня население оплачивает только 10% от реальной стоимости газа. Остальные 90% оплачивает бюджет, покрывая дефицит НАК “Нафтогаз”. На протяжении многих лет газ продавался по ценам намного ниже импортной цены и себестоимости его добычи в Украине. Понятно, что, получая за газ существенно меньше рыночной цены, государственная “Укргаздобыча” вынужденно уменьшала объемы добычи. Средств на разведку новых залежей, бурение скважин, содержание существующих в удовлетворительном состоянии просто негде было взять. По расчетам специалистов “Укргаздобычи” и специалистов НКРЭКУ, увеличение инвестиций в собственную добычу позволит Украине в течение пяти лет полностью ликвидировать зависимость от российских поставок.

С 1 апреля для населения будут действовать два тарифа: для тех, кто потребляет менее 200 куб. м в месяц в течение отопительного сезона – льготная цена 3600 грн./1000 куб. м (50% от полной цены), и для тех, кто потребляет более 200 кубов – 7188 грн./1000 куб. м (или потребляет газ только для приготовления пищи). С целью уменьшения нагрузки на население оплата за услуги централизованного отопления будет рассчитываться не на 6 месяцев, как сейчас, а на 12 месяцев.

Чтобы снять тот резонанс, который был в СМИ, хотелось бы объяснить: решение об установлении отопительного периода с 1 октября по 30 апреля будет означать не физическое продление срока отопления, а увеличение срока действия льготной цены на газ для населения, потребляющего его напрямую. При этом Минэнерго изучает возможность сокращения отопительного сезона для централизованного отопления в случае, если специалисты определят, что температурный режим это позволяет.

Повышение тарифов предусматривает выдачу адресных субсидий малообеспеченным гражданам. Мы работали в тесном контакте с Министерством социальной политики и решили повышать тарифы только после того, как увидели новую модель предоставления субсидий. Отмечу, что эта модель работает по заявительному принципу: гражданин подает заявление, государство предоставляет соответствующие льготы, а затем проверяет основания, на которых они получаются. Также предоставляется право на оформление субсидий лицам, которые арендуют жилье и оплачивают стоимость жилищно-коммунальных услуг на основании письменного договора найма (аренды) жилья.

Подытоживая последствия повышения тарифов на газ, следует отметить, что:

– Люди будут защищены субсидией. Все, кто нуждается в субсидии, смогут ее получить в упрощенном порядке. Запрещаются дополнительные справки. Заработает модель адресных дотаций.

– Благодаря новым тарифам появится возможность финансировать собственную добычу газа, которая последние 10 лет была недофинансирована – необходимо проводить геологоразведовательные работы, разрабатывать новые скважины.

– Изменение тарифов позволяет искоренить коррупцию, сделать отрасль более прозрачной. Ранее, на разнице в ценах, облгазы манипулировали отчетностью и приписывали большие объемы потребления населению по более низкой цене. (Forbes.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий