Украина может открыть второй фронт против “Газпрома”. Чтобы получить доступ к дешевому среднеазиатскому газу, стоило бы поискать средства и выкупить долю в Трансанатолийском газопроводе.

На прошлой неделе Турция озвучила намерение продать долю в проекте строительства Trans Anatolian Natural Gas Pipeline (TANAP) – магистрали, предусматривающей транспортировку газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз на границу Турции с Европой. Это уже второй пакет акций газопровода, выставленный на продажу. О планах продать часть своей доли еще раньше сообщила азербайджанская госкомпания SOCAR. “Если мы получим выгодное предложение, то готовы обсудить этот вопрос”, – заявил глава SOCAR Равнаг Абулаев.

Какая доля акций TANAP и когда может быть выставлена на продажу, Анкара и Баку пока не сообщают. Все дело в цене вопроса. В учрежденном в 2012 г. консорциуме TANAP азербайджанской SOCAR принадлежит 58%, турецкой Botas – 30%, а британский нефтегазовый гигант BP располагает опционом на 12%. Общая стоимость проекта оценивается в $10-11 млрд.

Потенциальным покупателем доли в газопроводе эксперты называют Иран, который неоднократно заявлял о своей заинтересованности в поставках газа на европейский рынок. Он сможет заняться сделкой после отмены международных санкций. Конкуренцию ему могут составить восточноевропейские партнеры Азербайджана – нефтегазовые компании Румынии, Греции или Украины. В этом случае максимум ресурсов в новом трубопроводе займет азербайджанский газ, Ирану останется лишь небольшая квота.

Украине стоило бы поискать кредиты, чтобы выкупить часть акций TANAP. О необходимости участия Украины в новых газопроводах, строящихся между Турцией, Ираном и Азербайджаном, еще десять лет назад заявлял бывший глава НАК “Нафтогаз Украины” Алексей Ивченко. Такими высказываниями он крайне раздражал российский “Газпром”. В 2010-2013 гг. о целесообразности выкупа Украиной части проекта TANAP говорили и бывший украинский вице-премьер Валерий Хорошковский, и беглый глава Минтопэнерго Эдуард Ставицкий. Цель заявлений была очевидна: подразнить российскую монополию и выдавить из нее дополнительные ценовые преференции для режима Януковича.

Официальные заявления Киева были небеспочвенны. При желании нам есть чем давить на “Газпром”: один из газопроводов, снабжающих Турцию голубым топливом, проходит через Украину. Это дает возможность отечественным компаниям начать работу над своп-контрактами на поставку газа в южные области страны, взяв за образец успешно заработавший газовый реверс между Украиной и Словакией. По нему большую часть российского газа для нас выкупает немецкая RWE Supply&Trading GmbH. По южным своп-поставкам приобретать российский газ для Украины могли бы турецкие компании, например, государственная Botas A.S. или частные фирмы, в том числе украинско-турецкие.

Участие в строительстве газовой магистрали гарантирует акционерам TANAP возможность выкупать квоты на будущую прокачку газа и закупать голубое топливо по более лояльным ценам. В январе-марте 2014 г. Украине удалось сбить цену импортируемого российского газа до $268,5/тыс. куб. м, в основном благодаря реверсу из ЕС и вмешательству Брюсселя. Но “Газпром” хочет возобновить импорт в этом году по $485/тыс. куб. м. Между тем для Турции, расположенной намного дальше от РФ, цена российского газа в 2014 г. составляла $425/тыс. куб. м. Самой же низкой в прошлом году была цена азербайджанского импорта в Турцию – $335/тыс. кубов поставляемого по южно-кавказскому газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум газа.

Из-за финансового кризиса в стране украинские газовые госкомпании могут снова упустить свой шанс выйти на формирующийся в Турции новый рынок транзита газа. Наибольшие шансы застолбить на нем место имеют европейские газовые компании, работающие в Венгрии и Словакии, где, например, ввиду грядущего снятия санкций с Ирана начато строительство нового газопровода, соединяющего ГТС Словакии, Венгрии и Румынии. И если на формирующемся в ЕС рынке своп-операций с азиатским газом не окажется нашей страны, газовым компаниям Центральной Европы придется сделать ставку на южного украинского соседа. В конце прошлого года Бухарест без всякой оглядки на протестующий российский “Газпром” уже соединил румынскую ГТС с Молдовой новым трубопроводом-перемычкой. Теперь он только ждет возможности начать альтернативные поставки газа на ее рынок: лишь бы был у румынских компаний доступ к азиатским ресурсам.

Иран готов поставлять в Европу до 20 млрд. кубов газа в год. Церемония закладки первого камня в строительство TANAP состоялась в турецком городе Карс 17 марта, еще до успешных Лозанских переговоров о снятии санкций с Ирана. Но в Тегеране встретили эту новость во всеоружии. 15 марта была торжественно завершена 12 фаза освоения морского месторождения газа Парс, которое будет насыщать существующие и будущие газопроводы в Турцию. Оно находится в центральной части Персидского залива, в территориальных водах Катара и Ирана, и считается крупнейшим в мире: общие запасы природного газа превышают 51 трлн. куб. м, из которых иранская часть составляет 29,6 трлн. куб. м. Это намного больше второго в мире месторождения Галкыныш в соседнем Туркменистане, которое имеет 21,2 трлн. куб. м.

Проект освоения Парс разделен на 25 фаз в катарских и иранских водах. Несмотря на санкции, в освоение текущей, 12-й фазы Иран на протяжении последних двух лет вложил $7,6 млрд. Еще более $1 млрд. было инвестировано в построенный к 2013 г. газопровод Гюрбулак-Базарган мощностью 20 млрд. куб. м. Он прошел от новых иранских месторождений в центре и на юге страны к уже имеющейся трубе Тебриз-Анкара и к перспективному маршруту газопровода TANAP.

Но даже без строительства TANAP, опираясь только на два существующих, Тегеран рассчитывает к 2020 г. выйти на уровень добычи до 215 млрд. куб. м природного газа в год. Конечно, если намеченное на июль снятие санкций начнется успешно. Иранский экспорт в таком случае через пять лет составит 35 млрд. куб. м и пойдет в Турцию и Ирак. Из этого объема иранские компании намерены поставлять далее в Восточную Европу не менее 20 млрд. куб. м. С учетом первой очереди TANAP этот объем может вырасти до 36 млрд. куб. м. Все будет зависеть от того, кто именно выкупит часть турецкой или азербайджанской доли в этом проекте. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий