Государственная фискальная служба и один из наибольших должников перед бюджетом, “Укрнафта”, ведут переговоры о реструктуризации долгов. Задолженность может быть рассрочена до конца года – и налоговая нагрузка на компанию ежемесячно превысит 1 млрд. грн. плюс текущие обязательства. Но, даже если государство и пойдет на уступки “Укрнафте”, не факт, что компания заплатит по счетам.

С конца июня ГФС и “Укрнафта” пытаются договориться о реструктуризации задолженности компании перед бюджетом. Источники РБК-Украина в ГФС уточнили, что речь идет о рассрочке более 6 млрд. грн., в частности, налога на прибыль, НДС и ренты.

“Укрнафта” предлагает реструктуризировать ее долги до конца года. В ГФС готовы к реструктуризации на несколько месяцев. Договоренности могут быть достигнуты в течение нескольких недель, уточнил высокопоставленный собеседник РБК-Украина в ГФС.

В “Укрнафте” также косвенно подтвердили факт переговоров, но подробностей не разглашают. “Как договоримся, тогда и расскажем”, – сказал исполнительный директор компании Владимир Пустоваров.

Если стороны согласятся с условиями реструктуризации, “Укрнафте” придется ежемесячно погашать более 1 млрд. грн. долга.

Также никто не снимает с компании текущих обязательств. Компания – топ-должник по отрасли, а сумма рассрочки может стать наибольшей за последнее время.

По данным ГФС, на 1 января плательщикам была рассрочена уплата долга в объеме 79,9 млн. грн. На 1 июля эта сумма составила 365,7 млн. грн.

В ГФС говорят еще о реструктуризации части долгов ДТЭК по НДС и налогу на прибыль на более чем 500 млн. грн., накопленных, в основном, за счет предприятий, находящихся в зоне АТО. В прошлом месяце, добавили в центральном аппарате ГФС, ДТЭК заплатила 850 млн. грн.

“ЧАО “Нефтегаздобыча” (нефтегазовое направление ДТЭК) не имеет долгов по рентным платежам за добываемый газ и газовый конденсат и, соответственно, не реструктуризировало их, – уточнили в пресс-службе компании. – Вместе с тем, в 2015 г. “Нефтегаздобыча” была вынуждена реструктуризировать часть суммы НДС и налога на прибыль, начисленных в период действия арестов счетов, имущества и продукции. Данные аресты неправомерно накладываются Печерским районным судом Киева с конца марта 2015 г. в рамках уголовных дел трехлетней давности. Ставка кредита составляет 36% годовых, таким образом, компания ежемесячно несет значительные убытки для его обслуживания”.

Сумму рассрочки в компании не уточнили.

В ГФС на 90% уверены, что “Укрнафта” заплатит по реструктуризированным долгам.

“Свою роль сыграла и возможность приостановки лицензий и разрешений на недропользование”, – сказал чиновник ГФС. Соответствующее обращение ГФС направила в Минэкологии еще в июне.

“У нас много судебных процедур с “Укрнафтой” и подача документов на лишение лицензии пошла. Мы от себя все представления сделал, сопровождаем все судебные иски, однако конструктива от судьи не видим, – рассказал сотрудник ГФС. – Суд запрещает делать нам все необходимые в данном случае мероприятия. На данный момент, мы по аресту счетов в первой инстанции выиграли, и 3 июля получили это решение. “Укрнафта” сейчас в апелляцию пошла”.

По версии совладельца группы “Приват” Игоря Коломойского, проблема долгов “Укрнафты” лежит в плоскости неплатежей со стороны НАК “Нафтогаз Украины”. НАК должен “Укрнафте”, как минимум, 50 млрд. грн. А налоговые долги перед государством миноритарий Коломойский ранее называл предлогом для смены правления компании.

22 июля состоится собрание акционеров “Укрнафты”, где в частности, и будет рассматриваться вопрос об избрании главы правления. С февраля 2011 года эту должность занимает иностранный топ-менеджер Питер Ванхеке. Согласно данным аудированной отчетности “Нафтогаза” за 2012-2013 гг., долг составляет 3,75 млрд. грн. за потребленный населением газ в объеме 10,1 млрд. куб. м.

Эксперты считают, что деньги у “Укрнафты” есть. Но не факт, что она погасит долги перед государством, даже если будет достигнуто соглашение. “Это стиль такой, паразитирующий: выкачать все, налоги не платить или минимизировать, кредиты брать, но не возвращать. И это относится не только к стилю ведения бизнеса группы “Приват”, а многих олигархических структур”, – пояснил директор Центра глобальных исследований “Стратегия XXI” Михаил Гончар.

С ним согласен аналитик UPECO Александр Сиренко. “Если бы все в “Укрнафте” было чисто – это другой разговор. А когда десятилетиями нет прозрачности, чтобы собрать акционеров, нужно массу работы сделать. То есть, компания приносит деньги, но распределяются они в другом направлении и в таком русле они работают уже несколько лет, – сказал Сиренко. – Можно ставить подножки в виде приостановки лицензий, но они научились реагировать. В 2007 г. приостанавливали работу сети заправок. Но сейчас этот эффект будет нулевым, но у группы еще есть “ПриватБанк”, где обслуживается масса людей и предприятий. Это тоже может быть предметом для манипуляций”.

По мнению Михаила Гончара, условия реструктуризации должны предусматривать параллельные обязательства компании по увеличению добычи и газа, и нефти. Последние 10 лет динамика добычи была нисходящей, добавил Гончар. “Государство должно в ближайшее время определиться, что делать с компанией: восстановить контроль и выкупить часть акций, а актив имеет немаловажное значение, либо пустить на приватизацию и тогда понятно кому эта половина достанется, – резюмировал эксперт. – Я стою на позиции государства. “Укрнафту” нужно возвращать, “Укргаздобычу” – сохранять. И эти два ведущих актива должны быть под контролем государства, но с прозрачной работой”. (РБК-Украина/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий