Пройдя через горнило конфликтов с властью, группа “Приват” утверждается в роли собственника нефтяной отрасли Украины.

На днях в ПАО “Укрнафта” сменился менеджмент. Это кадровое решение стало началом конца публичного конфликта государства и “Привата”, одновременно заложив фундамент для расширения влияния днепропетровской бизнес-группы на нефтяную сферу всей страны.

О неизбежности переизбрания главы правления “Укрнафты” стало известно в июле, когда ряд “приватовских” оффшоров, владеющих суммарно 40% ПАО, официально выдвинули на эту должность британца Марка Роллинза. Таким образом, подопечные Игоря Коломойского согласились с кадровым предложением правительственной стороны, которая через НАК “Нафтогаз Украины” контролирует 50% голосов “Укрнафты”.

Несмотря на то, что по законодательству государственного пакета было достаточно для самостоятельного проведения собрания акционеров и принятия на нем решений, компания Андрея Коболева была обязана согласовать кадровый вопрос с “Приватом”. Потому что, по уставу нефтедобывающей компании, исключительно миноритарные акционеры имеют право выбора и предложения кандидатуры главы правления ПАО.

Как раз заочная синхронизация позиций государственных и частных учредителей и привела к тому, что 22 июля на собрании акционеров “Укрнафты” за назначение Роллинза проголосовало 96% акционеров. Эта же договоренность позволила принять решение о выплате в качестве дивидендов 1,2 млрд. грн. чистой прибыли компании за 2014 г.

В Кабмине, надувая щеки, говорят, что произошедшее – заслуга их переговорщиков. Но на самом деле о победной поступи чиновников не может быть и речи. Элементарный пример: упомянутые 1,2 млрд. грн. лишь формально преподносятся как 100% прибыли “Укрнафты” за прошлый год, тогда как на самом деле эта цифра почти вчетверо больше – 4,5 млрд. грн. Этот факт официально признавала и сама “Укрнафта”, но впоследствии финальный результат был откорректирован в меньшую строну.

По данным ревизионной комиссии ПАО, в которой большинство членов назначено по квоте “Нафтогаза”, это стало возможным в результате “неверных управленческих решений” руководства. “Это произошло по причине зачета резерва сомнительных долгов на искусственно созданную дебиторскую задолженность по выданным авансам в рамках договоров о поставке продукции на условиях предоплаты с поставщиками ООО “Украинский завод сверх крупногабаритных шин”, ПАО “Стахановский завод ферросплавов” и ООО “Риализ Ойл””, – говорилось в сообщении ревизоров. Все вышеперечисленные компании входят в орбиту “Привата”, поэтому, если называть вещи своими именами, менеджеры Игоря Коломойского фактически вымыли из “Укрнафты” 70% ее чистой прибыли за прошлый год, согласившись поделить с государством остальные скромные 30%.

Оптимисты считают, что впредь подобного рода схемы станут невозможными, ведь Марк Роллинз – кандидатура от государственного “Нафтогаза Украины”. Но чудес ждать не стоит. Во-первых, потому что за “Приватом” сохранена опция отзыва главы правления ПАО. Во-вторых, на прошедшем собрании в наблюдательный совет предприятия был введен Игорь Палица – младший бизнес-партнер Игоря Коломойского. Фактически это означает, что заморский топ-менеджер будет работать под присмотром профессионального представителя днепропетровского миллиардера, и в случае необходимости может быть снят с должности.

В таких условиях Марк Роллинз явно не будет инициировать кардинального переустройства работы “Укрнафты”. Впрочем, судя по всему, этого от него не ждут не только в “Привате”, а и в Кабмине. Ведь в последнее время Арсений Яценюк сосредоточен не на повышении финансовой эффективности работы ПАО, а на его объединении с “Укртранснафтой” и “Укртатнафтой” в один вертикально интегрированный нефтяной холдинг. Пока что по этому вопросу ведется лишь подготовительная работа, но, судя по нынешнему небывалому единению позиций сторон, уже в скором времени тема создания ВИНК может перейти из теоретического в практическое русло. (Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий