За последние два месяца цена нефти на мировом рынке рухнула на 30% до $37/баррель. Эта ставка является минимальной за последние 10 лет, но этим дело явно не ограничится.

Например, инвестбанкиры Goldman Sachs считают, что в ближайшие полгода цены на черное золото могут упасть до $20/баррель, а в Royal Bank of Scotland прогнозируют ставку в $16 уже в первой декаде 2016 г. Оба расчета построены на избытке сырья на мировом рынке, а значит, имеют под собой твердую основу. Такой тренд в сырьевом сегменте спровоцировал аналогичное развитие событий на оптовом топливном рынке. В частности, бензины и дизтопливо в европейских портах за последние три недели рухнули на 20-25% ($80-100/т).

В украинском опте ситуация аналогичная: в пересчете на литры, самый популярный бензин марки А-95 можно купить уже по 15 грн., а дизельное топливо – по 13 грн. Но владельцы отечественных АЗС об этих событиях ничего не слышали: средняя по стране стоимость 95-го уже несколько недель остается без изменений, на уровне 19,5 грн./л. А дизель застыл на отметке 17 грн./л.

Такое положение можно объяснять по-разному. Самая популярная версия сводится к тому, что местные трейдеры, глядя на нестабильную экономическую обстановку в стране, закладывают в розничную цену риски. Спорить с этой аргументацией сложно потому, что по отношению к доллару за последние полтора года национальная валюта подешевела почти втрое. Это при том, что валютная составляющая в стоимости горючего на украинских АЗС составляет около 85%. “Нам исключительно повезло, что на фоне падения нацвалюты падает и цена на нефть. Потому что если бы на сегодня мы имели цену на нефть в $100/баррель, как было раньше, то бензин стоил бы сейчас 35 грн. за 1 л”, – говорит глава консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.

Со стороны кажется, будто украинская власть не может переломить ситуацию, заставив цены на нефтепродукты снижаться синхронно с нефтяными. Но это не так. Во-первых, свое слово может сказать Антимонопольный комитет Украины, который, кстати, почему-то игнорирует заявления экспертов о том, что сейчас маржа трейдеров достигает рекордной отметки в размере 6 грн./л. Во-вторых, у государства всегда есть возможность влиять на ценовую политику участников рынка, например, путем изменения налоговых ставок. Яркий пример тому – прошлонедельное подписание президентом Петром Порошенко закона, предусматривающего отмену с 1 января 2016 г. дополнительного импортного сбора в 5%. Это решение напрямую удешевляет литр 95-го примерно на 1 грн.

Таким образом, уже в первой декаде января стоимость А-95 в среднем по стране должна снизиться как минимум до 18,5 грн./л. Но ни у трейдеров, ни у чиновников, похоже, нет таких планов. На это явно намекает недавнее решение Верховной Рады принять изменения к Налоговому кодексу Украины, благодаря которому у трейдеров фактически появляется повод сохранить цены в рознице на нынешнем уровне. В соответствии с решением депутатов, с 1 января акцизы на моторные топлива вырастут на 13% до 228 евро/т (для бензинов) и до 113 евро/т (для дизельного топлива).

Интересно, что основным аргументом в поддержку этого решения стала необходимость увеличения поступлений в госбюджет. Но на резкий прирост платежей чиновникам явно не стоит рассчитывать: увеличивая налоговую нагрузку, государство фактически подталкивает бизнес к переходу в тень. А это означает, что в наступающем году ниша нелегалов на отечественном рынке имеет неплохие шансы вырасти, тем самым выйдя за пределы и без того значительной нынешней доли в размере 25% розницы всей страны. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий