НАК “Нафтогаз Украины” считает действующий механизм формирования и использования страхового запаса природного газа таким, который отстает от развития рынка газа, особенно после внедрения Закона Украины “О рынке природного газа”, и предлагает внести изменения в этот механизм.

При активной помощи «Нафтогаза» в соответствии с лучшей практикой государств-членов ЕС были разработаны и приняты нормативные акты о возложении специальных обязанностей на субъектов рынка газа, а также относительно обеспечения безопасности поставок.

Эти нормативные акты сейчас уже позволяют использовать такой инструмент обеспечения безопасности поставок, как страховой запас газа, более целенаправленно, в частности, использовать для обеспечения ресурса газа на случай неожиданных прерываний поставок для населения, ТКЭ и социально важных объектов.

Поэтому «Нафтогаз» считает, что ответственность за создание страхового запаса теперь может быть возложена исключительно на поставщиков защищенных потребителей, а объем необходимого страхового запаса должен рассчитываться Минэнергоугля на базе анализа существующих рисков прерывания поставок.

В то же время, учитывая высокие кредитные риски участников рынка газа, действующая модель отношений на рынке газа, предусмотренная в подзаконных актах во исполнение Закона Украины “Про рынок природного газа”, создает значительные финансовые риски для ПАТ “Укртрансгаз”, которые связаны с осуществлением его основной деятельности – предоставлением услуг транспортировки и коммерческой балансировки.

Учитывая системообразующий характер функций оператора ГТС и лучший международный опыт, такие риски должны адекватно покрываться за счет финансового обеспечения заказчиков услуг транспортировки (добытчиков, импортеров, трейдеров, поставщиков, потребителей).

Размер финансового обеспечения должен быть адекватным уровню риска, который несет работа с каждым заказчиком.

Для устранения субъективности в оценке рисков относительно каждого субъекта должна быть создана классификация субъектов по уровням риска, и на ее основе определен дифференцированный размер финансового обеспечения.

Например, требования к уровню финансового обеспечения для добывающей компании, имеющей стабильный уровень добычи, или к промышленному потребителю, который владеет стабильно работающим производством, не могут быть такими же, как требования к поставщику, который практически не имеет активов.

В связи с этим, «Нафтогаз» и «Укртрансгаз» предлагают:

1) внести изменения в постановление КМУ от 30.09.2015 №795 “Об утверждении Порядка создания страхового запаса природного газа”, установив обязанность по созданию страхового запаса исключительно для нужд защищенных потребителей в понимании терминов Закона Украины “О рынке природного газа” и правил о безопасности поставок природного газа, утвержденных Минэнерго.

2) внести изменения в Кодекс газотранспортной системы с целью установления дифференцированного подхода к финансовому обеспечению в зависимости от уровня риска каждого заказчика услуг транспортировки. «Нафтогаз» обращается к субъектам рынка за поддержкой указанных инициатив. (Управление по связям с общественностью Национальной акционерной компании “Нафтогаз Украины”/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий