На рынке энергоресурсов назревает новый крупный скандал. Его инициатором выступил Антимонопольный комитет Украины, обвинивший местных трейдеров в сговоре.

В поле его зрения попали сети АЗС премиум-сегмента – WOG, OKKO, Shell, SOCAR, синхронно повысившие недавно стоимость литра горючего сразу на 1 грн. “Это еще один факт практики указанных участников рынка относительно установления и поддержания на одинаковом уровне розничных цен на топливо, который может привести к ограничению конкуренции на рынке розничной реализации светлых нефтепродуктов”, – так объяснили в АМКУ свое видение ситуации.

По данным Антимонопольного комитета, по факту произошедшего он уже начал собирать доказательства, и после их анализа примет соответствующее решение. Если предположения комитета о согласованных действиях трейдеров подтвердятся, законодательство о защите экономической конкуренции позволяет ему оштрафовать каждого из нарушителей на сумму до 10% годового дохода (выручки). Учитывая, что речь идет о лидерах рынка, абсолютная цифра санкций может превышать сотни миллионов гривен.

Правда, до их уплаты вряд ли дойдет дело, потому что компаний уже есть успешный опыт оспаривания штрафов АМКУ в судах. На этот раз у них есть сразу два весомых аргумента для защиты своих позиций. Первая: рост котировок на нефтепродукты в оптовом сегменте (за последний месяц бензины подорожали более чем на 1 тыс. грн./т, а дизель прибавил в цене сразу 2 тыс. грн.). Вторая – расчеты Министерства энергетики и угольной промышленности. Речь о математическом вычислении ведомством Владимира Демчишина так называемых индикативных цен на нефтепродукты. Эту бухгалтерию министерство ведет уже третий месяц, и все это время она показывает цены выше фактических на стелах АЗС. Свежий пример: по данным Минэнергоугля, в течение второй декады марта литр самого популярного топлива в стране – бензина А-95 – должен стоить 20,87 грн., а оправданная цена на дизельное топливо составляет 18,24 грн. В реальности средняя по стране цена на эти нефтепродукты составляет 20 и 17 грн. за литр соответственно.

В этом смысле от математиков Демчишина нет никого толку, но сейчас, когда против компаний выступил АМКУ, они могут прикрыться министерскими расчетами. Такой пасьянс дает возможность сделать сразу два вывода. Первый сводится к бесперспективности расследования Антимонопольного комитета. Второй говорит о том, что власть, толкающая цены вверх усилиями Минэнергоугля и одновременно сдерживающая их угрозами АМКУ, фактически не имеет единой позиции, а значит – не контролирует этот рынок. Прежде всего, это плохие новости для потребителя, которого в любой момент может ждать ценовой “сюрприз”.

В прошлом году, в сравнении с 2014 г., реализация нефтепродуктов в розничном сегменте сократились сразу на четверть до 3,1 млн. т. Правда, в последнее время статистика уже показывает обратный курс. По данным консалтинговой группы “А-95”, в прошлом месяце баланс украинского рынка светлых нефтепродуктов составил 504 тыс. т, что на 10% выше показателя февраля 2015 г. А это первый признак восстановления потребления. И если в марте эта тенденция закрепится, трейдеры будут раскованнее подходить к вопросам ценообразования.

Хотя многие из них начали расслабляться уже сейчас. С середины прошлой недели взятый премиум-сетями курс на повышение цен уже начали подхватывать их коллеги из эконом-сегмента во главе с группой “Приват”. Пока что подорожание на этих заправках составило вдвое меньше брэндовых – до 50 коп./л. Но даже этого шага хватило, чтобы повысить среднюю розничную цену по стране до 20 грн./л А-95 и 17 грн./л – дизеля. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий