НАК “Нафтогаз Украины” 31 марта направила свои предложения с порядком действий относительно полного отделения функции оператора ГТС от группы «Нафтогаз», согласно требованиям Третьего энергетического пакета ЕС, на рассмотрение Министерства энергетики и угольной промышленности (МЭУП), Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), Антимонопольного комитета Украины (АМКУ), а также Секретариата Энергетического Сообщества (СЭС), представителей Всемирного банка и ЕБРР.

Согласно Плану мероприятий по реформированию газового сектора, утвержденному распоряжением Кабинета министров Украины №375-р от 25.03.2015, в срок до 30 октября 2015 г. МЭУП (по согласованию с НКРЭКУ и АМКУ было поручено разработать и подать в СЭС проект плана реструктуризации “Нафтогаза” с целью отделения деятельности по транспортировке природного газа в соответствии с требованиями Закона Украины “О рынке природного газа” (План отделения оператора ГТС).

После этого, в срок до 31 января 2016 г., должны были быть подготовлены, согласованы со всеми задействованными сторонами и одобрены Кабинетом министров к внедрению все необходимые нормативные акты. По состоянию на конец марта 2016 г. Плана отделения оператора ГТС, согласованного с СЭС и одобренного правительством, не существует. Таким образом, процесс отделения оператора ГТС в Украине пока на 5 месяцев отстает от утвержденного графика.

Для ускорения процесса согласования Плана отделения оператора ГТС «Нафтогаз» разработал и направил заинтересованным сторонам свои детальные предложения.

Эффективное отделение функции оператора ГТС от участников рынка, которые занимаются другой деятельностью на рынке газа, в частности, добычей, торговлей или поставками газа, является необходимым условием для развития свободного и конкурентного рынка газа.

Отделение будет реально, только если все участники рынка будут иметь равные возможности в сотрудничестве с оператором ГТС. Промедление с принятием плана отделения оператора ГТС неоправданно продолжает существование нерыночных практик, примеры которых приведены в предложении «Нафтогаза».

Отделение оператора ГТС должно привести к привлечению квалифицированного международного инвестора, что, в свою очередь, должно гарантировать доверие к украинской ГТС со стороны участников европейского газового рынка.

Процесс отделения оператора ГТС должен быть проведен таким образом и с такой последовательностью шагов, чтобы обеспечить защиту экономических интересов Украины, в частности, чтобы не поставить под угрозу позицию «Нафтогаза» в арбитражном процессе против «Газпрома» и не вызвать дефолт по финансовым обязательствам «Нафтогаза», в том числе, гарантированным государством.

«Нафтогаз» призывает не использовать выполнение обязательств Украины по отделению оператора ГТС как повод для вывода из группы других активов, которых не касаются требования Третьего энергетического пакета.

Будущее остальных активов группы «Нафтогаз» должно рассматриваться в рамках отдельного процесса. Разработка стратегии для каждого актива должна происходить на основе независимого анализа и с учетом консультаций с потенциальными финансовыми и стратегическими партнерами. «Нафтогаз» подчеркивает свою готовность к публичному и прозрачному обсуждению планов развития остальных активов группы.

Ключевые элементы предложения по полному отделению оператора ГТС

  1. Полное отделение оператора ГТС. Предложение, содержащееся в этом плане, предусматривает, что по отношению к оператору газотранспортной системы, которая находится в государственной собственности, должна быть выбрана модель полного отделения собственности на ГТС (OU) в соответствии с Законом Украины от 09.04.2015 №329-VIII “О рынке природного газа”.
  2. Создание новой компании-оператора ГТС. Предложение, содержащееся в этом плане, предусматривает, что оператором газотранспортной системы является акционерное общество “Магистральные газопроводы Украины” – хозяйственное общество, 100% акций которого принадлежат государству.
  3. Акционер нового оператора ГТС – Фонд госимущества, необходимым условием является наличие независимого наблюдательного совета по стандартам ОЭСР. Управление корпоративными правами государства в этом обществе будет осуществлять Фонд государственного имущества Украины. Защита оператора газотранспортной системы от политического вмешательства и злоупотреблений с целью собственного обогащения будет обеспечиваться за счет соответствующей структуры корпоративного управления в соответствии с принципами корпоративного управления ОЭСР.
  4. Эффективное отделение оператора ГТС требует решения спорных вопросов, связанных с транзитом российского газа по территории Украины.
  5. План приводит к выполнению требований Третьего энергетического пакета благодаря полному отделению оператора ГТС. Этот План не определяет условия относительно других форм реструктуризации группы «Нафтогаз», которые не связаны с отделением деятельности по транспортировке природного газа в соответствии с требованиями Закона. (Управление по связям с общественностью Национальной акционерной компании “Нафтогаз Украины”/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий