“Газпром” впервые назвал сумму долга, насчитанную “Нафтогазу Украины” за поставки газа на неконтролируемые территории Донбасса. С февраля 2015 г. по апрель 2016 г. газ был поставлен на сумму $656 млн. Если же конфликт затянется до конца действия газового контракта, то долг может составить не менее $2 млрд.

В то же время в “Нафтогазе” надеются, что Стокгольмский арбитраж будет вправе решать еще один спорный украинско-российский “газовый” вопрос. Как Украина планирует уладить эту проблему и не придется ли “Нафтогазу” в конечном счете отвечать за газовые долги неподконтрольных территорий, разбирался Forbes.

Сумму газового долга назвал заместитель председателя правления “Газпрома” Александр Медведев. “Мы выставляем общие счета на поставленный газ. Они сейчас не берут счета. Это не отдельные счета для Луганска и Донецка – идет общий счет. Газ идет только по одному контракту. Нет никаких отдельных контрактов на поставку в Луганск или Донецк”, – заявил Медведев.

Накануне в первом квартальном отчете за 2016 г. “Газпром” обнародовал чистый долг “Нафтогаза” за поставки газа в период с 2013 г. по 2016 г.: компания оценила его в $2,856 млрд. Ранее в документах “Газпром” указывал задолженность в размере $2,2 млрд за поставки в 2013-2014 гг. Российский монополист впервые объединил в сумме долга поставки газа “Нафтогазу” и прямые поставки на неподконтрольные территории Донецкой и Луганской областей, или так называемые ДНР и ЛНР.

В I квартале 2016 года на эти территории было поставлено 0,995 млрд куб. м природного газа, хотя импорт газа из России “Нафтогаз” в 2016 г. вообще не осуществлял. В прошлом году в “ДНР” и “ЛНР” было поставлено 1,7 млрд. куб. м. Таким образом, с февраля 2015 г. по апрель 2016 г. “Газпром” поставил на неконтролируемые территории около 2,7 млрд. куб. м энергоресурса, а к концу лета эта цифра возрастет до 3 млрд. куб. м.

В “Нафтогазе” оптимистично заявляют, что не принимали газ от “Газпрома” на пунктах входа в ГТС на неподконтрольных территориях (Прохоровка и Платово) и не намерены его оплачивать. И подчеркивают, что данные о поставках газа через эти пункты не могут использоваться при подготовке актов сдачи-приемки природного газа. Соответственно, компания ожидает, что решение по спорным и неоплаченным объемам газа между НАКом и “Газпромом” будет принимать Стокгольмский арбитраж.

Однако пока что судебный процесс в Стокгольме не сулит ничего хорошего украинскому нефтегазовому ведомству. Показателен сам факт того, что арбитраж в Швеции принял от “Газпрома” претензию по поставленному газу на неконтролируемые территории Донецкой и Луганской областей.

По имеющейся информации, “Нафтогазу” не удалось подать в суд документы, которые подтвердили бы, что военный конфликт на Донбассе и проведение АТО означает прекращение действия договора между НАКом и “Газпромом” в части работы газоизмерительных станций Прохоровка и Платово – именно они фигурируют в контракте. Также “Нафтогаз” не смог предоставить информацию, подтверждающую, что Украина и Россия находятся в состоянии войны или любого другого конфликта. Суд в Стокгольме опирается исключительно на предмет контракта, и вероятность того, что политические факторы будут учтены, чрезвычайно низкая.

Одним из реалистичных сценариев для Украины и “Нафтогаза”, который рассматривает суд в Стокгольме, может стать “заморозка” долга за газ для неконтролируемых территорий. Этот вопрос будет вынесен за рамки решения арбитража в целом по двум контрактам на покупку и транзит “голубого топлива”. Однако если решение будет принято в 2017 г., то сумма долга может вырасти до $1,2-1,4 млрд. И это при условии, что цена на газ, согласно контракту с “Газпромом”, не будет значительно увеличиваться и в среднем составит $220-250 за 1000 куб. м.

Представители украинского правительства и НАКа перманентно на протяжении 2014-2016 гг. выражали надежду, что решение будет принято как можно скорее. Но весь ход судебного процесса дает основания опасаться, что это может произойти даже позже, чем в 2017 г.

Вынесение решения по поставкам газа на неконтролируемые территории за рамки текущего стокгольмского дела “Нафтогаз – Газпром” выгодно российскому монополисту. Перед участниками переговоров в минском формате остро стоит вопрос восстановления Донбасса и, в частности, финансирования социально-экономических проектов. Это финансирование будет осуществляться за счет как безвозвратной финансовой и гуманитарной помощи, так и кредитных средств.

Пока только один из кредиторов (Всемирный банк) предварительно озвучил ориентировочную сумму, необходимую для восстановления инфраструктуры Луганской и Донецкой областей. “Сейчас мы посмотрим, как можно привлечь деньги. Возможно создание определенного трастового фонда, в который можно будет привлекать другие негосударственные средства. Как сообщил мой коллега Жан Мазурель (старший консультант Всемирного банка), по минимальным оценкам, необходимо 1,5 млрд. долларов”, – сказала руководитель программ по вопросам инфраструктуры и устойчивого развития Украины, Беларуси и Молдовы группы Всемирного банка Людмила Бутенко.

Собственно, ожидаемым этапом минских переговоров – после возможных выборов на Донбассе и восстановления границы – станет более конкретный просчет выплат, необходимых для экономической и социальной интеграции неконтролируемых территорий Донбасса в Украину. В том числе речь пойдет о долгах за поставки газа. По имеющейся информации, предварительные переговоры о погашении этих долгов уже проходят с конца 2015 г.

С другой стороны, руководитель Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривский озвучил значительно большие суммы. “Только на территорию Донецкой области, подконтрольную украинским властям, нужно лишь на дороги, мосты и прочее 30 млрд грн. Это не за один год. Мы говорим также и о другом: социальные учреждения, энергосбережение и тому подобное. То есть на построение современной инфраструктуры необходимо около 100 млрд грн”, – утверждает Жебривский.

Фактически “Газпром” заинтересован в том, чтобы вопрос долга за газ, который потребляют жители так называемых “ДНР” и “ЛНР”, вошел в “программу” финансовой помощи Донбассу. И для этого есть серьезные основания – такую позицию поддерживают представители Германии, Франции и Еврокомиссия в целом.

А создание Министерства по делам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц всего лишь еще раз подтверждает, что в будущем за все вопросы по неконтролируемым территориям ответственность будет нести Украина. А за вопросы поставок газа, долгов и расчетов придется отвечать “Нафтогазу”. (Forbes Украина/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий