Складские запасы на угольных предприятиях Кемеровской области превысили норматив в 1,8 раза, достигнув 16 млн. т. 5 октября власти региона, ОАО «РЖД» и угольщики пытались найти выход из ситуации с невывозом угля. Угольщики предлагают замедлить списание старых вагонов, чтобы не возникало дефицита, а ОАО «РЖД», обещая принять все заявки, при этом замечает, что причина переизбытка угля на складах – наращивание добычи, несмотря на обещание этого не делать.

5 октября в Кузбассе состоялось совещание по вопросам вывоза из региона угольной продукции с участием представителей углепрома, ОАО «РЖД» и областных властей. По данным, которые привел на совещании и. о. первого замгубернатора региона Александр Данильченко, на 1 октября на складах угольных предприятий региона скопилось 16 млн. т угля при нормативе в 9 млн. В сентябре срывались планы отгрузки, говорил он, выполнение их по отдельным компаниями составляло от 60% до 85%, в результате некоторым из них пришлось выплатить до $1 млн. штрафов портовикам за срыв поставок.

Кризис вывоза угля из Кузбасса местные власти начали отмечать в августе, говоря о дефиците 3 тыс. вагонов в сутки. Обострился он к концу сентября, когда на складах скопилось, по разным оценкам, от 7 до 13 млн. т угля. Участники рынка объясняли эту ситуацию множеством факторов – от выгодной конъюнктуры мирового рынка угля, ускоренного списания вагонов и высокой плотности ремонтных работ на Восточном полигоне до сезонного пика перевозок строительных грузов, владельцы которых, остро нуждаясь в полувагонах для их вывоза, перебивают по цене угольщиков.

Угольщики Кузбасса указывали на дефицит вагонов. Президент ХК “Сибирский деловой союз” (СДС) Михаил Федяев, выступая и от угольщиков, и от вагоностроителей (СДС принадлежит “Алтайвагон”), заявил, что решение об утилизации старых вагонов (с 1 января эксплуатация старых вагонов на путях общего пользования запрещена) не принесло заказов вагоностроителям, а лишь привело к их нехватке для погрузки. Президент Кузбасской топливной компании (КТК) Игорь Прокудин напомнил, что в мае КТК получала всего $8-9 из $43 экспортной цены за 1 т угля, затем цены на уголь стали расти, “но не надо делить прибыль, которая еще не заработана”, – заявил угольщик, говоря о росте тарифов операторов.

Представители ОАО «РЖД» не отрицали проблем с вывозом угля, однако предъявили встречные претензии. Начальник Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) ОАО «РЖД» Игорь Сарычев сообщил, что в конце 2015 г. угольщики обещали не увеличивать добычу, а на деле за девять месяцев 2016 г. нарастили ее на 11 млн. т, при этом поставка угля в восточном направлении увеличилась на 15%. По его оценке, увеличение запасов угля на складах вызвано именно ростом добычи, о котором угольщики не известили ОАО «РЖД».

Как объясняет директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов, обычная ситуация с нехваткой провозных мощностей ОАО «РЖД» в октябре-ноябре осложняется небывалым скачком цен на уголь на рубеже августа-сентября, вызвавшим повышенный спрос на подвижной состав. По его словам, ОАО «РЖД» требует от грузоотправителей подавать планы на месяц вперед, чтобы подать парк вовремя, поэтому претензии монополии вполне оправданы. По мнению Худалова, ситуация с невывозом угля пойдет на руку российским поставщикам, поскольку невозможность оперативно закрыть спрос, возникший из-за действий Китая, еще на какое-то время поддержит цены.

Вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев заметил, что расширения поставок в восточном направлении пока ждать не приходится, поскольку на Забайкальской дороге есть “узкое место”, и пока этот участок и БАМ не будут реконструированы, роста не будет. По его словам, дефицита вагонов на сети нет, просто ухудшился их оборот, и компания готова принять и принимает все без исключения заявки к перевозке грузов. (Коммерсант/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий