Внедрение современных подходов к организации труда на украинских шахтах позволяет экономить миллионы гривень, а также повышать эффективность добычи. Иногда удается решить проблемы, которые накапливались много лет

Михаил Барабаш директор по добыче угля «ДТЭК Энерго»: «В последние годы сложная ситуация в угольной отрасли стала притчей во языцех. Эксперты, политики, лидеры мнений дискутируют, почему в Украине дефицит угля или профицит, можно ли заменить антрацит газовым углем и нужно ли вообще его добывать, и если да, то какой должна быть его цена, и так далее. Для угольщиков важны дискуссии и неравнодушие общества. Но тревожно, когда мы слышим радикальные оценки и призывы немедленно сворачивать угольную промышленность как бесперспективную, отказываясь, в том числе, и от тепловой генерации.

ТЭС Украины вырабатывают больше трети всей электроэнергии, обеспечивая необходимый баланс в энергосистеме. А общая численность шахтеров и “тепловых” энергетиков в стране – более 120 тысяч человек. Я точно знаю, что угольные предприятия могут работать эффективно. Особенно в период кризиса, когда финансирование сокращается, а объемы добычи нужны на прежнем уровне. За 3,5 года шахты ДТЭК (2 угольных объединения, которые находятся на подконтрольной Украине территории) сумели сэкономить почти полмиллиарда гривень и повысили производительность.

Угольное производство требует постоянных и значительных капиталовложений – без этого добычи не будет. За 11 лет ДТЭК инвестировал в развитие своих шахт 17,6 млрд. грн. Плюс 2,1 млрд. грн. – в охрану труда. Причем мы не просто закупали комбайны нового поколения, произведенные в Украине, Чехии и Китае. Мы существенно модернизировали шахты – внедряли анкерное крепление, монорельсовую дорогу, заменяли вентиляторы и подъемные машины. То, что называется “легкими” и “сердцем” шахт. В конце концов, мы реализовали несколько глобальных проектов, продлевающих жизнь шахтам. Построили 2 вентиляционные скважины, 2 комплекса по выдаче породы, модернизировали технологический комплекс поверхности на одной из крупнейших шахт – им. Героев космоса в Днепропетровской области. Но эффективное производство – это не только инвестиции, но и соответствующее мышление.

С 2013 г. мы начали внедрять систему бережливого производства ЛИН (от английского Lean manufacturing -“щадящее, рациональное производство”). Она родилась в период кризиса в Японии и оказалась настолько эффективной, что заложила основу так называемого “японского экономического чуда”. В угольной отрасли работают люди, которые хорошо разбираются в технологиях и умеют думать – особенно когда есть хороший стимул. В штате наших предприятий более 60 тысяч шахтеров, которые знают свое дело как дважды два. Это и был тот ресурс, который позволил существенно экономить и сохранить темпы добычи угля. ДТЭК сейчас дает две трети угледобычи в Украине. Что же принесло эффект, оцениваемый в миллионы гривень? Например, в шахтоуправлении им. Героев космоса в Западном Донбассе (Днепропетровская обл.) добычные комбайны на одном из угольных пластов много лет работали с повышенной аварийностью по сравнению с другими участками.

Комбайн – это кормилец шахтеров, и если он часто ломается – покоя нет всему участку. После начала внедрения системы ЛИН, при отработке лавы выяснилось, что крепость угля в пласте из-за включения кварцита намного превышает обычную. За месяц комбайн 16 раз выходил из строя – не выдерживал двигатель. Решение нашли простое: установили второй двигатель. В результате аварийность сократилась в 2,8 раза. Решение было тиражировано на все участки шахтоуправления. Суммарный эффект от инициативы превысил 100 млн. грн. в 2015 г.

При планировании добычи на этом предприятии мы уже учитываем, что лавы будут работать на 30% эффективнее. На другом предприятии в том же регионе – ШУ «Першотравенское» – шахтеры решили подвесить и перемещать по монорельсовой дороге энергопоезд. Такая транспортная технология давно использовалась на этом предприятии, но только для перевозки людей и грузов. А энергопоезд – мобильная “распределительная электростанция”, которая питает электричеством всю технику в забое – всегда перемещался по земле.

По старой технологии каждую из 16 единиц энергопоезда нужно было отдельно перемещать из одного забоя в другой при помощи лебедки, что занимало около недели. Благодаря перемещению этой техники дизелевозами по монорельсу время сократилось до 8 ч. Идея позволила в 2015 г. сэкономить 6,3 млн. грн. за счет увеличения скорости добычи. Еще одна очень простая инициатива дала возможность сократить затраты в “ДТЭК Павлоградуголь” и “ДТЭК Добропольеуголь” на 13 млн. грн. за неполный год. Суть – установление жесткого контроля загрузки вагонов. Раньше вагоны на разных шахтах загружались в среднем на 94-96%. Люди немного перестраховывались, не догружая, потому что перегрузка вагонов чревата большими штрафами со стороны железной дороги.

После внедренных мероприятий по стандартизации и контролю погрузки удалось поднять уровень и точность загрузки угля до среднего коэффициента 98% (оставили люфт в 2% на погрешность из-за неточности весов, влажности угля, которая может меняться в дороге). Только в четвертом квартале 2015 г. мы сократили количество используемых вагонов на 1050 штук. В условиях тотального дефицита вагонов в Украине это очень важно. Таких инициатив на всех шахтах – множество. Важно, что мы не просто собираем идеи работников и точечно реализуем самые удачные. Мы системно работаем над созданием условий, при которых сотрудники изучают “свой” процесс, анализируют его, выявляют и самостоятельно устраняют узкие места. Либо подают руководству предложения по улучшению.

По статистике, в ДТЭК каждые 20 минут подается новая идея. Конечно, далеко не все они дают столь ощутимую экономию. Но от года к году цифры растут. В 2013 г. эффект от внедрения ЛИН на угольных предприятиях холдинга был всего 8,2 млн. грн. В 2014 г. – уже 66,6 млн. грн., в 2015 г. – 270 млн. Совокупный эффект за все время с учетом первого полугодия текущего года – 480 млн. грн. Пуск одной лавы сейчас обходится в среднем в 50 млн. грн, таким образом мы “наэкономили” почти на 10 лав. Это четверть от общего количества, введенных в эксплуатацию в прошлом году. Экономя с умом, можно и важно наращивать производительность. В докризисном 2013 г. средняя производительность по добыче в “ДТЭК Павлоградуголь” составляла 92,5 т на человека в месяц, в “ДТЭК Добропольеуголь” – 35,9 т/чел. в мес.

В 2015 г. показатели выросли до 99,5 и 41,5 т/чел. в мес. соответственно. И последнее – но первое по важности. Рост производительности и экономия не должны затронуть святая святых – вопросы безопасности. В 1990-е сложился стереотип о профессии шахтера: каждый добытый миллион т обходится ценой одной человеческой жизни. К сожалению, так оно и было. В 2004 г. (до создания ДТЭК) на предприятиях, которые сейчас входят в угольный блок компании, погибло 38 человек (коэффициент частоты на 1 млн. т добытого угля – 0,99). Главный постулат компании – нам не нужен уголь такой ценой. В 2015 г., к несчастью, у нас тоже были потери – погибло 8 человек. Но коэффициент частоты на 1 млн. т угля снижен более чем в три раза – до 0,3. И мы будем прилагать максимум усилий, чтобы свести его к нулю». (Дело/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий