“Газпром” опасается, что Польша откажется от транзита российского газа в Европу, что ставит под удар энергобезопасность стран ЕС. Эксперты считают, что Варшава лишь пытается оказать давление на “Газпром”, чтобы усилить собственные переговорные позиции по ценам на газ и транзитным тарифам. Но если Польша действительно откажется от транспортировки российского топлива, “Газпром” попадет в еще большую зависимость от Украины.

Польша может отказаться сотрудничать с “Газпромом” в сфере транзита. “Мы слышали, что Польша не намерена продлевать транзитный контракт (он истекает в 2022 г.), – заявил в интервью Reuters зампред правления “Газпрома” Александр Медведев. – Это ставит под угрозу поставки в европейские страны, включая Германию”. При этом Медведев подчеркнул, что у российской компании никаких планов на этот случай нет, так как она “даже не думала” о прекращении транзита через Польшу.

Ничего более конкретного Медведев не сказал. Представитель “Газпрома” был недоступен для комментариев, польская PGNiG на запрос “Газеты.Ru” о комментарии по транзиту не ответила.

Через Польшу до Германии проходит газопровод Ямал – Европа, мощность которого составляет 33 млрд куб. м в год. Сначала российский газ получают сами поляки, затем немцы, и после этого он распределяется по другим европейским потребителям.

Кстати, “Газпром” владеет 48% компании EuRoPol Gaz, которой принадлежит польский участок трубы «Ямал-Европа», и, если Варшава не продлит соглашение о транзите, сторонам, вероятно, придется как-то монетизировать свои доли в этом активе.

“Угроза отказа от транзита, с одной стороны, носит явный политический характер, так как позволяет продемонстрировать польскому электорату, как власти Польши наказывают Россию”, – комментирует профессор ВШЭ, политолог Николай Петров.

При этом политолог подчеркивает, что подобные заявления могут делаться польскими властями практически безо всякого риска для себя. Дело в том, что срок правления нынешнего президента Польши Анджея Дуды истекает в 2020 г. Парламентские выборы должны состояться в 2019 г. По словам Петрова, за последние 15 лет в Польше ни одна правящая партия на два срока не удерживалась.

“Кроме того, используя транзит в качестве рычага давления, Польша усиливает свои позиции в переговорах как по цене самого транзита, так и по цене на российский газ для собственного рынка”, – отмечает политолог.

В настоящее время в Стокгольмском арбитраже рассматривается иск PGNiG, которая в 2015 г. потребовала пересмотреть цену поставок “Газпрома”. Как сообщает российская компания в своей отчетности, решение должно быть вынесено не позднее 31 июля текущего года.

Газовые отношения России и Польши периодически осложняются, причем инициатором конфликта, как правило, выступает именно польская сторона.

На данный момент Варшава выступает против реализации российского газопроводного проекта “Северный поток-2”, а также против того, что Еврокомиссия предоставила “Газпрому” расширенный доступ к трубе OPAL (сухопутное продолжение первого “Северного потока”).

По последнему пункту поляки своего добились, пусть и временно. Европейский суд наложил запрет на использование “Газпромом” дополнительных мощностей OPAL. Изначально российской компании было разрешено задействовать лишь 50% от 36 млрд. куб. м, но в прошлом году ЕК постановила, что “Газпром” имеет право выкупать на аукционах еще до 40% мощности.

“Польша протестует против расширения OPAL для “Газпрома” по двум причинам, – комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Во-первых, Польша – одна из наиболее антироссийски настроенных стран. Во-вторых, наращивание поставок через OPAL сокращает транзит через Польшу и лишает ее доходов”.

И в этом свете попытки Польши отказаться от транзита выглядят, по словам Симонова, по меньшей мере нелогичными.

“Если Варшава действительно примет такое решение, это будет означать лишь одно – политические предпосылки в Польше стали доминировать над бизнес-интересами”, – указывает глава ФНЭБ.

В пользу политической мотивированности польских властей говорит и ситуация с “Северным потоком-2”. Выступая против проекта, Польша свою позицию аргументировала тем, что его пуск может привести к ограничению конкуренции, что нарушает интересы польских потребителей.

Но у польского правительства и бизнеса явно разные приоритеты.

В июне 2016 г. германская Wintershall, выступающая партнером “Газпрома” по СП-2, сообщала, что польская Gaz System (оператор транспортировки газа) делала предварительный запрос на строительство трубы, позволяющей поставлять до 11 млрд. куб. м из “Северного потока-2”. Однако польские власти ответили отказом. Позднее Польша официально подтвердила, что она по-прежнему категорически против реализации СП-2.

Кроме того, в начале прошлого года Польша присоединилась к протестам против СП-2, в результате которых ряд стран ЕС направили в Еврокомиссию два письма с требованием запретить проект. В этих письмах, в частности, говорилось, что новая труба “Газпрома” несет угрозу энергобезопасности Центральной и Восточной Европы.

При этом, отказываясь от продления транзита, Польша сама угрожает энергообеспечению стран ЕС.

Согласно планам “Газпрома”, СП-2 должен быть пущен в 2019 г., то есть на три года раньше истечения российско-польского транзитного контракта. Но здесь есть нюанс: СП-2 в первую очередь предназначен для того, чтобы исключить из цепочки поставщиков Украину.

Россия ранее неоднократно заявляла, что не будет продлевать транзитное соглашение с Украиной, срок которого истекает с началом 2020 г. Но также звучали заявления о том, что все будет зависеть от условий, которые предложит Киев.

И в ситуации, когда Варшава угрожает прекращением транзита, Москве придется трижды подумать, прежде чем отказываться от украинского маршрута, так как “Северный поток-2” даже вкупе с “Турецким потоком” не смогут заместить и украинский и польский транзит.

Мощность СП-2 должна составить 55 млрд. куб. м. Мощность одной ветки “Турецкого потока” – 15,75 млрд. кубов. Сейчас обсуждается строительство двух веток ТП, одна из которых будет обеспечивать турецкий рынок, а вторая пойдет в Европу.

Транзит через Украину в 2016 г. составил 82,2 млрд. куб. м. Таким образом, ТП и СП-2 вместе способны лишь покрыть поставки через украинскую территорию, в случае если РФ не продлит контракт. (Алексей Топалов, Газета.ru/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий