В начале 2017 г. импортеры сжиженного газа, а со временем и все причастные к топливному рынку оказались охвачены чувством дежавю.

С формулировкой “финансирование терроризма” СБУ начала тормозить на таможне отдельные партии сжиженного газа и искать в них отравляющие и сильнодействующие вещества. Впоследствии Служба безопасности Украины инициировала запрет внешнеэкономической деятельности, что и было сделано 6 февраля руками Министерства экономического развития и торговли. Спустя несколько дней СБУ попросила “Укрзализныцю” проверить цистерны “террористов” на предмет неисправностей… Под прицелом спецслужбы оказалось полтора десятка фирм, на которые по итогам 2016 г. пришлось около 40% импорта сжиженного газа.

Схема в точности повторяет ноу-хау печально известного Сергея Курченко, который в 2011-2013 гг. успешно продавал украинский пропан-бутан по заоблачным ценам с помощью блокировки конкурентов на таможне. Отличие лишь в том, что зарабатывать бенефициары нынешней схемы хотят не на украинском, а на российском газе. Устроенный репрессированными бизнесменами публичный протест заставил обратить внимание на нового игрока рынка – компанию “Глуско Украина”, от которой пахнет не только кремлевским газом и дизтопливом, но и украинским шоколадом.

“27 февраля будет 90 дней, как стоят отдельные наши цистерны”, – говорит лидер полтавского “Автотранса” Сергей Михайлик. У него на таможне застряло 1600 т пропан-бутана, бензина и дизтоплива. Более 2000 т уже два месяца простаивает у компании “Газтрон-Украина” Владислава Колодяжного. Здесь история особая: если коллеги по несчастью были остановлены в том числе и с российским ресурсом, что в известном ракурсе было преподнесено Службой безопасности, то “Газтрон” привез казахстанский газ, притом по морю. Крупнейшего оператора рынка – компанию “Надежда” – Минэкономразвития собирается лишить права на внешнеэкономическую деятельность за поставку одной цистерны с метил-ацитиленовой фракцией (МАФ), используемой сварщиками и задержанной СБУ в декабре. ООО “Укрпетролпостач” вообще не импортирует нефтепродукты, но все равно оказалось в “расстрельном списке”. Туда же были включены два экспедитора, которые лишь сопровождают грузы и не являются их владельцами.

В перечне СБУ как известные игроки наподобие “Паралелли” Рината Ахметова, так и, например, трейдер “Лео-Петрол”, которому всего два месяца. Всего же на таможне застряло около 4,5 тыс. т газа и нефтепродуктов, которые вместо прибыли ежедневно генерируют своим владельцам огромные убытки.

Открыв дело по статье “финансирование терроризма”, СБУ получила возможность беспрепятственно “кошмарить” рынок через таких сателлитов, как Энергетическая таможня, “Укрзализныця”, полиция, Минэкономразвития. При этом выбранная статья позволила спецслужбе не раскрывать материалы дела, поэтому все происходит на основании писем.

Сначала СБУ обязала “энергетичку” проверить сжиженный газ на наличие сильнодействующих отравляющих веществ. (Здесь, говорят в журналистских кругах, почерк выдал начальника отдела “К” СБУ Павла Демчину и его зама Сергея Коваленко, прославившихся в войне с экспортерами грецких орехов. Будущие борцы с коррупцией искали в орехах вредителей и паразитов.)

Надо сказать, Энергетическая таможня под руководством Александра Пиковского справилась с задачей на отлично – ей понадобилось два месяца, чтобы отрапортовать: с помощью имеющегося в распоряжении лабораторного оборудования нет возможности найти заданные вещества. После этого СБУ приступила к поиску новой лаборатории.

“Таможня нарушает все возможные регламенты. И мы понимаем, что инспекторы, необоснованно затягивающие растаможку, просто запуганы следователями СБУ, которые могут их “пришить” к делу о терроризме”, – говорит один из трейдеров, вагоны которого также простаивают в ожидании отбора проб.

В январе спецназ полиции нагрянул на пост таможни Купянск Энергетический, за чем последовали обыски в ряде харьковских компаний. Облава под прицелами фотообъективов была проведена по обращению… совета ветеранов СБУ в Харьковской области.

Но нынешняя поросль “специалистов” переплюнула гуру “схематоза” Курченко: понимая, что задержанные вагоны вот-вот ускользнут (какие-никакие, а граничные сроки существуют), в начале февраля СБУ направила “Укрзализныце” письмо с требованием проверить техническое состояние заблокированных цистерн. Якобы у службы есть информация о поврежденных посторонними лицами буксовых узлах, что угрожает безопасности движения поездов и может привести к их повреждению и возникновению транспортных происшествий.

Чашу терпения импортеров переполнили приказы МЭРТ №154 и 155, согласно которым с 18 марта 16 компаний будут лишены права на ведение внешнеэкономической деятельности.

“Нашей компании 25 лет. Нам свои деньги доверили Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк, а наше собственное государство нам не доверяет, обвиняет в финансировании терроризма”, – говорит акционер компании “Надежда” Виктор Батраченко.

Зачем понадобилось столь жесткое “насилование” актива рынка? В случае с орехами все понятно: проблемы экспортеров решались легко – $10 тыс. с машины. Но у импортеров сжиженного газа вопрос таким дедовским способом не решался. Более того, говорят газовики, такие варианты даже не предлагались.

Если на первых этапах блокады были разные версии происходящего, то на сегодняшний день есть уверенность в одном – зачистка на таможне была проведена под нового игрока. Ведь должен же кто-то заполнить образовавшийся вакуум.

Проведенная силами спецслужбы воюющей страны блестящая спецоперация решила сразу две задачи. Во-первых, нейтрализовала импортеров более 500 тыс. т, или трети рынка сжиженного газа в годовом измерении. Во-вторых, был послан сигнал второй половине импортеров: будете рыпаться – станете следующими.

Имя Виктора Медведчука зазвучало (поначалу шепотом) на топливном рынке в январе прошлого года. Сразу после того, как Антимонопольный комитет Украины разрешил неизвестной швейцарской International Trading Partners AG купить акции компании “Юго-Западное акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов”, которая, в свою очередь, принадлежала российскому монополисту “Транснефти”. На балансе этого предприятия находится всего один актив – нефтепродуктопровод Самара-Западное направление, пролегающий через территорию Украины.

Вокруг магистрали для транспортировки дизельного топлива между Украиной и Россией шли многолетние судебные баталии за право собственности, и Украина уже было победила. Но в 2015 г. мы резко отказались от претензий на трубу, “Транснефть” тут же решила ее продать швейцарцам, а наш АМКУ оперативно подмахнул. Совпадение, да и только!

Зададим первый вопрос: кто может обладать одновременно влиянием в Украине и России, чтобы реализовать такой проект?

Но труба без продукта в ней – металлолом. В июне 2016 г. простаивающая два года магистраль начинает наполняться дизтопливом. Все объемы идут с российских НПЗ компании “Роснефть” – нефтяного мегагиганта мирового масштаба, возглавляемого Игорем Сечиным. По факту над ним в России лишь один человек – Владимир Путин.

По данным портала OilNews, в декабре 2016 г. нефтепродуктопровод прокачал рекордные 190 тыс. т, а всего – более 900 тыс. т дизтоплива. Если такие темпы удастся удержать, в 2017 г. труба качнет около 2,4 млн. т, или почти 50% рынка дизельного топлива Украины. Топлива, на котором работают “Укрзализныця”, армия, промышленность.

Еще одна характерная деталь: как только заработала труба, в России заблокировали поставки в Украину дизельного топлива по железной дороге. С рынка был выкинут “ЛУКойл” – исторически крупнейший российский поставщик нефтепродуктов в Украину. Это еще одно чудное совпадение.

Второй вопрос: кто может получить у кремлевской “Роснефти” такой объем топлива для поставки в Украину? Это притом, что в Москве торговля или просто работа российского бизнеса в Украине, мягко говоря, не приветствуется.

Далее. В начале 2016 г. еще одна швейцарская компания Glusco Energy обращается в АМКУ за разрешением на приобретении сети АЗС “Роснефти” в Украине (номинальный владелец ООО “Восток”). И хотя комитет несколько раз отказывал, но по итогу дал разрешение в минувшем декабре. По факту новые владельцы управляют сетью уже год, о чем как минимум говорит смена большинства топ-менеджеров “Востока” и поставки топлива исключительно от компаний, ставших новыми владельцами.

Glusco Energy является “дочкой” опять же швейцарской Proton Energy, бенефициаром которой выступает Нисан Моисеев. Это абсолютно реальный персонаж, известный на рынке Украины еще до начала череды чудесных совпадений в пространстве и времени. Хотя он быстро стал их частью. Например, ближе к лету выяснилось, что Proton является держателем контракта с “Роснефтью” на поставку упомянутых фантастических объемов дизтоплива с прокачкой по трубе.

А в январе 2017 г. стало известно, что у компании Proton Energy также есть контракт на ежемесячные поставки 45 тыс. т сжиженного газа производства… “Роснефти”. Чтобы понять, насколько это огромный объем, достаточно сказать, что крупнейший импортер по итогам 2016 г. компания “Надежда” привезла 120 тыс. т пропан-бутана, или в среднем 10 тыс. т в месяц.

В разговорах с украинскими партнерами Proton уже озвучил, что весь полученный в России объем компания хочет продать в Украине. Компания “Глуско Украина” в феврале начала выставлять на торги первые лоты российского газа объемом 9-11 тыс. т. Имеем еще одно совпадение: проблемы у импортеров на фоне появления нового игрока, сумевшего договориться с “Роснефтью” о колоссальных объемах газа.

“На аукционах “Роснефти” в России мы предлагаем цены выше, чем Proton, но в результате газ уходит им, а не нам. Мы не понимаем, как такое может быть”, – говорит одна из “жертв” СБУ на таможне.

Минутка черного юмора: компании, уже 25 лет работающие в Украине, обвиняют в финансировании терроризма, тормозят на таможне и хотят лишить права на внешнеэкономическую деятельность, тогда как сотни тысяч тонн российского дизтоплива и сжиженного газа от “Роснефти” беспрепятственно идут в Украину через свежесозданные никому не известные “глуски”.

Кто же может реализовать такой бизнес и так дерзко зачистить рынок с помощью СБУ, находящейся в жесткой вертикали президента Украины? “Все это происходит, по моему убеждению, целенаправленно, чтобы уничтожить конкуренцию, посадить нового игрока, который имеет имя, и я назову фамилию Медведчук. Медведчук в данном случае является закулисным игроком, действовать будет компания, которая напрямую с ним (Медведчуком) не связана, но за ней будет стоять схема Медведчука в партнерстве с действующей властью”, – утверждает народный депутат Сергей Лещенко.

Кандидатура Виктора Медведчука, самолет которого, вопреки санкциям, единственный летает из Украины в Россию напрямую, идеально инсталлируется в вышеописанный пазл. Это единственный официальный представитель Москвы в Киеве, который, похоже, решил монетизировать свое влияние таким прозаичным путем, как торговля топливом.

Как бы там ни было, но абсолютно очевидно, что без поддержки верхнего этажа украинской власти не удалось бы не только “наказать” импортеров, но и приобрести трубу с заправками. Сама работа СБУ по “топливному” направлению показывает, что без благословения власти не текло бы дизтопливо из страны-агрессора бурными потоками. И на рынках, и в политикуме уверены: украинская власть здесь не только в теме, но и в доле.

А перспектива развития проекта весьма радужна и уже начертана Сергеем Курченко. За сжиженным газом может последовать прессинг импортеров бензина и дизельного топлива. Учитывая, что все так славно получается, КПД этого нефтегазошоколадного проекта можно увеличить контрабандой: сначала, как правило, это небольшой объем (аргументация на мотив “Петр Алексеевич, мы так сто раз делали”), но по мере увеличения профита будут расти и объемы в обход госбюджета.

Такой сценарий кажется неизбежным еще и потому, что на легальном трейдинге много не заработаешь, несколько долларов на тонне – такой в этой отрасли порядок цифр. При этом необходимо разнести “абонементы” всей армии госорганов, обеспечивающих прикрытие бизнеса, а это немалые суммы – бесплатно оказаться крайними, как сегодня Кацуба, Сухомлин, Головач и прочие, никто не хочет. Надо же где-то взять эти 100 млн. грн. в кассу и не меньше напрямую прокурорам, чтобы облегчить свою участь…

Но это будет потом, а пока “дизельной” трубой пробито очередное дно.

Когда верстался номер, стало известно, что СБУ сделала представление в МЭРТ на снятие санкций с 15 фигурантов первоначального списка, состоящего из 16 резидентов и 8 нерезидентов. Представление подписал глава отдела “К” СБУ Павел Демчина (документ на сайте ZN.UA). Таким образом, девять компаний остались под действием приказа МЭРТ. В то же время, по имеющимся данным, СБУ не закрыла ни одного дела против импортеров. По неофициальным данным, отдел “К” получил команду продолжить дестабилизацию ввоза сжиженного газа за счет расширения списка поставщиков. (Роман Иванченко, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий