Как окружение президента Петра Порошенко отобрало схему на шахте “Краснолиманская”, в результате которой уголь получает частная компания, а убытки достаются государству.

В соответствии со статистикой, опубликованной Министерством энергетики и угольной промышленности, в январе 2017 г. государственная шахта УК “Краснолиманская” добыла 50 тыс. т угля.

Одноименная частная компания, которая арендует пласты у госшахты, добыла за тот же период 120 тыс. т угля. Как выяснил «БизнесЦензор», частная компания через суд добилось отмены расторжения договора аренды.

Уголь “Краснолиманской” отписывается частной компании и уходит на государственную генерацию “Центрэнерго”. Убытки остаются на государственном угледобывающем предприятии.

Частно-государственное партнерство для своих

До 2015 г. госпредприятие “Угольная компания “Краснолиманская” было одной из самых перспективных государственных шахт. Эта шахта расположена в городе Родинское Донецкой области – в 70 км на северо-запад от Донецка.

Шахта добывает уголь марки “Г” (газовый), который большей частью используется на Углегорской ТЭС, входящей в государственную генерацию “Центрэнерго”. До войны два предприятия, эксплуатировавшие шахту, выдавали на гора 3-4 млн. т угля ежегодно. Сегодня – около 2 млн. т. На госпредприятии трудоустроены около 4700 рабочих.

В 2003 г. на госшахте появились “частные инвесторы”. Созданное в том же году ООО “Краснолиманское” заключило с ГП договор аренды угольных пластов с общими запасами 65,4 млн. т угля.

В декабре того же года ООО получило от Госслужбы геологии и недр (Госгеонадра) спецразрешение №3316 на разработку арендованных угольных пластов.

Компанию “Краснолиманское” основали менеджеры донецкого бизнесмена Игоря Гуменюка – уроженец города Синельниково Днепропетровской области Александр Нелюб и Валерий Дудинов из Донецка.

Сам Гуменюк в 2013 г. купил контрольный пакет акций “Донбассэнерго”, как считается – в интересах Александра Януковича, старшего сына тогдашнего президента. А Валерий Дудинов в 2013 г. возглавил Госгеонадра.

Как позже утверждал один из руководителей госшахты Константин Киселев, частная компания расходы по добыче угля переложила на госпредприятие, а готовую продукцию распределяла в свою пользу.

Руководящая семья

Еще с 90-х ГП “УК “Краснолиманская” возглавлял ее многолетний руководитель Зиновий Пастернак.

Передача в аренду пластов госшахты не могла обойтись без ее руководителя. Подтверждением этому стало то, что в 2008 г. среди учредителей ООО “Краснолиманске” появился и сам Пастернак.

Тогда же в ООО зашли партнеры Гуменюка по бизнесу: Сергей Кузяра, Ирина Фридман и Василий Микулин.

Кузяра работал с Гуменюком в компании “АРС”, которой принадлежали активы в энергетике. В 2006 г. Гуменюк продал ее Ринату Ахметову. Самого Кузяру в 2012-2013 гг. СМИ называли “менеджером Александра Януковича”.

Фридман и Микулин вместе с Гуменюком были совладельцами донецкой девелоперской компании “Инвестиции и развитие”. Самые известные ее проекты – ТРЦ “Донецк Сити” и ТОЦ Green Plaza в Донецке.

В 2009 г. Служба безопасности завела уголовное дело в отношении Пастернака, обвинив его в присвоении государственных средств.

Оказалось, что Пастернак зарегистрировал патент на “новый способ добычи угля”. Предприятие пользовалось таким способом много лет до регистрации патента. Но это не мешало госшахте выплачивать роялти своему руководителю.

На посту директора Пастернака сменил его заместитель и бывший зять – Константин Киселев. К тому времени Киселев уже развелся с дочерью Пастернака и был в конфликте с тестем. Вместе с потерей должности директора ГП, Пастернак был исключен из участников ООО.

Однако Киселев руководил шахтой не долго. Через год после избрания президентом Виктора Януковича, Киселев был смещен с поста директора госшахты.

В 2011 г. ГП УК “Краснолиманская” возглавил Алексей Козлов, который перед этим был директором ООО “Краснолиманское”.

У “арендаторов” дела пошли в гору. Среди учредителей ООО опять появилось семейство Пастернака – его супруга Надежда, дочери Елена и Татьяна.

Война все списала

Идиллия “частно-государственного партнерства” продлилась до 2014 г., когда Виктор Янукович бежал из страны, а в Донбассе начались военные действия.

Под лозунгом “восстановления справедливости” осенью 2014 г. добровольческий полк “Днепр-1” захватил шахту, разместив на ее территории вооруженных людей.

“В сентябре 2014 г. Октябрьский райсуд Днепропетровска восстановил уволенного за три года до этого директора (Константина Киселева), – рассказывал Сергей Кузяра в 2015 г. изданию INSIDER. – После этого более 120 человек, часть из которых была с нашивками батальона “Днепр-1″, с автоматическим оружием и минометами, установленными на пикапы, приехали на предприятие”.

По версии командира “Днепр-1” Юрия Березы – депутата Верховной рады от “Народного фронта” – его подразделение спасало шахту для государства, отбирая контроль у менеджеров Януковича.

“Тогда мы стояли в Песках, и мой комроты поехал по шахтам просить лес для блиндажей, – рассказывал в 2015 г. Юрий Береза. – Киселев вышел на нас и попросил помочь ему защитить предприятие от Александра Януковича”.

Подробно эту историю осенью 2015 г. описывал Insider.

Закончилась она тем, что все руководство ГП УК “Краснолиманская” во главе с Киселевым в октябре 2015 г. было задержано сотрудниками СБУ и взято под арест.

Прокуратура обвинила Киселева в том, что он использовал запасы, которые арендовала частная компания Кузяры и Гуменюка.

Тогдашний министр энергетики Владимир Демчишин в октябре 2015 г. назначил на пост директора Александра Дубовика, который руководит ГП и сейчас.

Реинкарнация схемы

По словам Юрия Березы, менеджмент ООО “Краснолиманское” был изгнан с территории предприятия, а все сотрудники переведены на ГП.

Сразу после “освобождения” предприятия от Киселева, проявился новый бенефициар сбора прибыли с ГП. В ноябре 2015 г. ГП “УК “Краснолиманская” заключила договор субподряда с харьковским ООО “Торговый дом-Ресурс”.

Ранее совладельцем “ТД-Ресурс” был харьковской бизнесмен Игорь Тупиков, который с марта по сентябрь 2015 г. работал помощником нардепа Сергея Тригубенко (“Блок Петра Порошенко”).

Председатель независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец открыто называет Тригубенко “смотрящим за угольной промышленностью” и исполнителем воли замглавы фракции БПП Игоря Кононенко – соратника президента Петра Порошенко.

В 2010-2011 гг. Тригубенко был заместителем министра аграрной политики Николая Присяжнюка, входящего в “Семью” Виктора Януковича. Летом 2011 г. он был назначен Присяжнюком на пост руководителя Госинспекции сельского хозяйства.

В 2014 г. эта структура была ликвидирована, как один из “самых коррумпированных госорганов”.

Как выяснили “Наши гроши” в своем расследовании, “ТД-Ресурс”, имея договор субподряда с госшахтой, брала на реализацию ее уголь. Он поставлялся на “Центрэнерго” по низким ценам и с отсрочкой оплаты.

“Если ГП “УК “Краснолиманская” предложит уголь, “Центрэнерго” рассмотрит их предложение и заключит договор. У “ТД-Ресурс” компания купила уголь дешевле, чем у госкомпаний”, – говорил в интервью «БЦ» в августе 2016 г. руководитель “Центрэнерго” Олег Коземко.

Однако, получив средства от “Центрэнерго”, компания Тригубенко, госшахте за уголь не платила.

В середине 2016 г. “ТД-Ресурс” поменяло место регистрации и собственника. Теперь оно прописано в Запорожье. Директором и единственным учредителем является никому не известная Олеся Гуляева, жительница Каменского (бывший Днепродзержинск) Днепропетровской области.

Круг замкнулся

В январе 2016 г. первичная профсоюзная организация ГП “УК “Краснолиманская” обратилась в Хозяйственный суд Харьковской области с требованием разорвать договор аренды угольных пластов с ООО “Краснолиманское” и лишить компанию спецразрешения №3316 на их разработку.

Также горняки потребовали разорвать договор субаренды с “ТД-Ресурс”.

В марте 2016 г. суд удовлетворил основные требования истцов: обязал разорвать договора и обязать Госгеонадра отозвать спецразрешение.

Однако уже в июле 2016 г. коллегия Харьковского апелляционного хозсуда под руководством судьи Валентины Лакизы отменила решение первой инстанции.

Примечательно, что апелляцию подали не только ООО “Краснолиманское”, но и Госслужба геологии и недр.

Таким образом, на сегодня ООО “Краснолиманское” продолжает законно использовать пласты госпредприятия. Это проявилось, когда в феврале 2017 г. Минэнергоугля впервые за всю свою историю опубликовало цифры добычи рядового угля по предприятиям.

Из данных, опубликованных министерством, следует, что ГП “УК “Краснолиманская” в январе добыла 51 тыс. т угля, а ООО “Краснолиманское” – 119 тыс. т угля.

В январе директор ГП УК “Краснолиманская” Александр Дубовик в своем интервью сообщил, что поначалу обращался к губернатору Донецкой области и в Минэнергоугля, чтобы забрать пласты у ООО. Но в итоге смирился с частным партнером.

“Мы пришли к самому правильному решению – нашли понимание в работе”, – говорит Дубовик.

Кто контролирует частную компанию с завидным объемом добычи сейчас?

Участники ООО за последние два года не изменились. Среди них ООО “Энер.Ком” Кузяры, ООО “Виват”, записанное на компанию Baxter Investment Holdings с Британских Виргинских островов и ООО “Инвестиции и развитие” Гуменюка, Фридман и Микулина.

Конечными бенефициарами указаны Игорь Гуменюк и Сергей Кузяра.

Кузяра в разговоре с «БЦ» уверяет, что не знал о решении апелляционного суда, отменяющего решение первой инстанции о разрыве договора и отзыве спецразрешения.

“Да, юридически мы компанию контролируем – печать у нас, – говорит бизнесмен, – но добывать мы ничего не можем – у нас нет физического доступа на предприятие”.

Другими словами, уголь добывается в пользу ООО, формальные собственники которого этот уголь не получают. А госшахта скована в развитии, потому что самые привлекательные пласты угля продолжает эксплуатировать частная компания. (Сергей Головнев, Бизнес Цензор/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий