Судебное разбирательство “Газпрома” и “Нафтогаза” может привести к банкротству последнего. Как заявляет украинская компания, претензии российской стороны могут вырасти до $80 млрд., и “Нафтогазу” придется “распродавать старые постройки и автомобили”.

Эксперты указывают, что газ в хранилищах Украины также принадлежит “Нафтогазу” и может пойти в счет выплат, если Стокгольмский арбитраж встанет на сторону “Газпрома”. Но полную сумму требований Украина не сможет выплатить при любом сценарии.

Сумма претензий “Газпрома” к “Нафтогазу” может вырасти до $80 млрд. Об этом 22 марта заявил главный коммерческий директор украинской компании Юрий Витренко в ходе онлайн-конференции на сайте издания “Новое время. Бизнес”.

“Газпром” требует от нас уже $50 млрд, до конца действия контракта будет еще $30 млрд”, – пояснил топ-менеджер.

И если “Нафтогаз” проиграет судебное разбирательство в Стокгольмском арбитраже, компания, по словам Витренко, может стать банкротом.

Впрочем, такой сценарий Витренко считает маловероятным. “Большая работа была сделана, чтобы этого не произошло”, – отметил главный коммерческий директор “Нафтогаза”. При этом он подчеркнул, что если решение все же будет вынесено в пользу “Газпрома”, то выплата станет обязательством именно “Нафтогаза”, а не всей Украины. “Нафтогаз” просто будет банкротом, и наши активы будут распродаваться, и кредиторы в рамках определенной очереди будут получать средства”, – сказал Витренко.

По его словам, можно будет выставить на торги старые постройки, буровые установки и автомобили.

Украинский эксперт в сфере энергетики, бывший пресс-секретарь “Нафтогаза” Валентин Землянский считает довольно странными слова Витренко о том, что ответственность “Нафтогаза” не является ответственностью Украины. “Компания принадлежит государству, газ в хранилищах “Нафтогаза” принадлежит государству, “Укргаздобыча”, обеспечивающая Украину газом, через “Нафтогаз” принадлежит государству”, – указывает эксперт.

“Такие заявления – это чистый волюнтаризм, когда Коболев (глава “Нафтогаза”) и Витренко считают компанию своим активом, который никак не соотносится с государством Украина, а работает исключительно на их приватный интерес”, – говорит Землянский.

Вызывают сомнения и расчеты суммы претензий, о которой говорил Витренко. В отчетности “Газпрома” по итогам девяти месяцев 2016 г. указана сумма в $31,75 млрд. С 2014 г., когда был подан первый иск, сумма неоднократно корректировалась в большую сторону.

В претензии входит задолженность Украины за поставленный, но не оплаченный газ, а также долги по take-or-pay (принцип “бери или плати”, согласно которому контрагент должен оплатить некий установленный минимум от законтрактованных объемов вне зависимости от того, закупил ли он их в действительности). Согласно действующему российско-украинскому контракту, Украина должна по 2019 г. закупать не менее 42 млрд. куб. м. Эти объемы не выдерживались ни разу с момента подписания контракта в 2009 г., а с конца 2015 г. Украина вообще отказалась закупать российский газ.

Как заявил “Газете.Ru” официальный спикер “Газпрома” Сергей Куприянов, если ситуация не изменится, то в дальнейшем к претензиям приплюсуются новые долги по take-or-pay.

В текущей сумме претензий российской компании не учитывается 2016 г. (требования “Газпрома” были увеличены до $31,75 млрд. 14 марта прошлого года). Потенциальную сумму новых претензий определит цена, от которой будет отталкиваться “Газпром” в своих расчетах, но среднегодовая цена, предлагаемая российской стороной, составляла $184,15/тыс. куб. м ($212 в I квартале, $177 – во втором, $167,6 – в третьем и $180 – в четвертом).

Исходя из этой цены и минимальных обязательных объемов закупки, претензии “Газпрома” только по итогам 2016 г. могут составить еще $7,7 млрд.

Как в дальнейшем будут меняться цены на газ, сейчас прогнозировать невозможно, особенно учитывая, что стоимость долгосрочных контрактов “Газпрома” привязана к нефтяным котировкам. Но если взять за основу цену первого квартала 2017 г. (ранее сообщалось о $200-210/тыс. кубов), то за 2017 г., 2018 г. и 2019 г. долг Украины по take-or-pay – при условии, что она по-прежнему не будет закупать российский газ – увеличится еще на $25-26,5 млрд.

Таким образом, ко времени истечения действующего контракта общие требования “Газпрома” могут вырасти до $64,45-67 млрд.

Юрист BMS Law Firm Владимир Шалаев полагает, что в суде больше шансов на победу “Газпрома”, но вряд ли Стокгольмский арбитраж удовлетворит все требования российской компании. “Заплатить “Нафтогазу” придется, но сумму гораздо меньшую требований, так как требования украинской компании также будут учтены (как ранее сообщалось, претензии “Нафтогаза” к “Газпрому” составляют $28,3 млрд.)”, – полагает Шалаев.

Исполнительный директор HEADS Consulting Никита Куликов указывает, что требования “Газпрома” юридически более обоснованы, чем претензии “Нафтогаза”,так как российский холдинг апеллирует к действующему контракту и прописанным в нем цифрам, тогда как расчеты украинской стороны не очевидны. “Арбитраж может учесть текущее плачевное положение украинской компании и разбить транши выплаты долгов на периоды для максимально комфортного ее существования, – считает юрист. – Также арбитраж может предложить компаниям пойти на взаимные уступки”.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко говорит, что при любом развитии ситуации рассчитывать на получение денег “Газпрому” не стоит.

“Газпром” может требовать и $100 млрд., все равно никто не заплатит, – говорит Охрименко. – Формально по итогам 2016 г. прибыль “Нафтогаза” составила 24 млрд. грн., а долги по субсидиям ЖКХ – 26 млрд. грн”.

У правительства Украины, по словам Охрименко, на сегодня есть лишь порядка $4 млрд. “Так что даже если отдать газотранспортную систему, погасить долг не удастся”, – отмечает эксперт.

Ранее Андрей Коболев в интервью заявлял, что “Нафтогаз” рассматривает возможность продажи национальной газотранспортной системы, стоимость которой компания оценивает примерно в $30 млрд. Разговоры о продаже доли или всех 100% ГТС идут уже давно, однако оценки стоимости актива, учитывая изношенность системы, звучали самые разные. Только на модернизацию ГТС, изношенность отдельных участков которой доходит до 65%, по различным оценкам, может потребоваться $6-20 млрд. (Алексей Топалов, Газета.ru/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий