Вердикт Стокгольмского арбитража по контракту купли-продажи газа между “Газпромом” и “Нафтогазом” стал победой Украины.

Во-первых, суд отменил кабальное условие “бери или плати”, по которому мы должны были оплачивать 52 млрд. кубов ежегодно, независимо от фактических поставок. Во-вторых, суд полностью снял запрет реэкспорта российского газа. И в-третьих, “Газпром” должен пересмотреть формулу расчета цены, но с 2014 г., а не как требовал “Нафтогаз” – с 20 мая 2011 г. по октябрь 2015 г. Российские СМИ поспешили заявить, что в таком случае “Газпром” будет требовать от “Нафтогаза” компенсации за поставленный газ в 2013 г. Эксперты отмечают, что речь идет о $500 млн. Но не факт, что арбитраж станет на сторону России, так что преждевременно паниковать не нужно. Ведь Украина еще ожидает финансового разъяснения Стокгольмской Фемиды по контракту купли-продажи: суммы компенсации “Газпромом” за поставленный “Нафтогазу” газ до 2015 г. по завышенной цене, а также справедливой для Украины цены российского газа. Идеальная для нас стоимость – это цена на европейском хабе минус транспортировка. А если РФ откажется выплачивать Украине компенсацию, юристы советуют добиваться ареста активов “Газпрома” за границей.

“Нафтогаз” и “Газпром” подали встречные иски в Стокгольмский арбитраж летом 2014 г. Ранее “Сегодня”, писал что по иску “Нафтогаза”, который касается контракта купли-продажи газа от 2009 г., мы требуем:

– отмены кабального принципа “бери или плати”, по которому Украина должна ежегодно покупать у “Газпрома” по 52 млрд. кубов газа, или оплачивать его стоимость, независимо от фактических потребностей (то есть, встречные исковые требования “Газпрома” на почти $50 млрд. за якобы недооплаченные по контракту объемы автоматически снимаются);

– отмены запрета реэкспорта российского газа;

– пересмотра цены на российский газ: изменения формулы oil-linked (когда цена на газ привязана к корзинке нефтепродуктов) на hub-linked (цена на европейском хабе минус транспортировка);

– и компенсации за поставленный российский газ по завышенной стоимости с 20 мая 2011 г. по октябрь 2015 г.;

Стокгольмский арбитраж в своем решении от 31 мая, по сути, удовлетворил исковые требования “Нафтогаза” в полном объеме лишь по первым двум пунктам. “Их позиция по ключевым вопросам оказалась такой: 1) условие “бери или плати” (львиная часть финансовых требований “Газпрома”) отменено полностью; 2) запрет реэкспорта отменен полностью; 3) формула цены пересмотрена с 2014 г. – европейский хаб. Это однозначная победа. Евроинтеграция в силе”, – пояснила в Facebook замглавы украинского МИДа Елена Зеркаль.

Теперь Украине нужно дождаться так называемого решения-разъяснения арбитража по спорным финансовым вопросам. Во-первых, суд должен определить справедливую для Украины цену российского газа. Наиболее приемлемая для нас формула расчета – цена на европейском хабе минус транспортировка.

“Есть три оптимальных хаба в Европе. Для Украины наиболее приемлемым является австрийский хаб. Брать там цену и от нее отнимать транспортировку”, – сказал “Сегодня” экс-уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский.

Юристы предупреждают, что Стокгольмский арбитраж также может признать “справедливой” для Украины цену российского газа – “европейский хаб плюс транспортировка”. Но то, что сумма будет значительно меньше – факт.

Во-вторых, мы ожидаем решения Стокгольмского арбитража по компенсации “Газпромом” суммы, которую “Нафтогаз” переплатил за поставленный до 2015 г. газ. Изначально “Нафтогаз” требовал пересмотра цены российского газа с 20 мая 2011 г. по октябрь 2015 г. Но Стокгольмский арбитраж постановил пересмотреть цену, начиная лишь с 2014 г. Российский “Коммерсант” со ссылкой на свои источники уже успел сообщить, что “Газпром” будет требовать от “Нафтогаза” доплатить около $550 млн. за газ, поставленный в ноябре-декабре 2013 г. Тогда, даже с учетом $100 скидки, Украина платила довольно завышенную цену, которую по подписанному в декабре 2013 г. дополнительному соглашению, уменьшили до $26/тыс. кубов.

“Россияне имеют в виду, что за поставленный в ноябре-декабре 2013 г. газ Украина заплатила по цене $268. Эта цена заложена в подписанном в декабре 2013 г. дополнительном соглашении к контракту купли-продажи от 2009 г. Но контракт подписывался 17 декабря, а до этого, фактически, действовала другая цена ($410/тыс. кубов без учета $100 скидки). Стокгольмский арбитраж пытается как-то уравновесить позиции сторон. Честно говоря я не вижу логики в том, чтобы начинать пересмотр цены лишь с 2014 г. Ведь до этого цена на спотовых площадках была ниже чем то, что мы платили “Газпрому”. Поэтому нужно дождаться окончательного резюме Стокгольмского арбитража”, – пояснил “Сегодня” глава Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

Но быстрого решения международной Фемиды по двум этим спорным финансовым вопросам ожидать не стоит. “Что касается решения суда по ценовым спорам (какую цену российского газа для Украины считать европейской рыночной), я не ожидаю, что до конца июня оно будет. Как и решение по сумме, которую “Газпром” должен оплатить Украине в качестве компенсации за поставки газа по завышенной цене. Но даже если решение о возвращении переплаченной за газ суммы будет принято, это не значит, что “Газпром” эти деньги вернет. Как мы видим по делу ЮКОСА, российская сторона никогда не спешила выполнять международные решения, поскольку у нее есть определенное внутреннее законодательство, которое ограничивает это”, – сказал “Сегодня” директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.

Решение Стокгольмского арбитража по транзитному контракту мы ожидаем до конца июня. “Нафтогаз” требует компенсировать недоплату за транзит российского газа по территории Украины – это около $12 млрд. По словам коммерческого директора “Нафтогаза” Юрия Витренко, по условиям контракта у украинской стороны также было право пересмотра транзитной ставки, чем “Нафтогаз” и воспользовался: с января 2016 г. она увеличилась с $2,7 за транспортировку тысячи кубометров до $4,5. К тому же, по словам президента Центра глобалистики “Стратегия XXI”, в контракте “Газпром” зафиксировал, что будет транзитировать не менее 110 млрд. куб. м газа в год и ни единого раза это контрактное обязательство не выполнил, более того, сократил объемы транзита более чем в полтора раза.

Юристы прогнозируют, что и по транзитному контракту Стокгольмский арбитраж может стать на сторону Украины. Но ожидать, что “Газпром” выполнит все требования международной Фемиды, особенно компенсирует все финансовые требования “Нафтогаза”, не приходится. В таком случае, Украине нужно добиваться ареста активов “Газпрома” за границей. “А их достаточно. Это может быть тот же газ “Газпрома”, который идет через территорию Украины”, – сказал “Сегодня” управляющий партнер юридической компании “Авеллум, ЮФ” Николай Стеценко. (Зеленюк Кристина, Сегодня/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий