Выставки оборудования для АЗС последних лет навевали скуку. Прошедшая в начале июня экспозиция “SIA-Автотехсервис” оставила у OilNews ощущение пробуждения этого специфического рынка. Похоже, клиенты готовы вернуться к развитию.

В конце 90-х – начале “нулевых” выставки автозаправочного оборудования всегда были событием. По мере насыщения рынка интерес к выставочному движению упал, а сама “автозаправочная” тематика начала теряться в павильонах, посвященных автосервису. Удручающее зрелище представляли собой и основные игроки этого рынка, доведенные до отчаяния скупостью клиентов и нечеловеческими условиями работы в период кризиса.

На этот раз половина площадей была занята топливным оборудованием. До тех веселых деньков 15-летней давности далековато, но некоторый знакомый издавна кураж присутствовал.

ТРК – всему голова

Колонки – главный персонаж тематических выставок. Это самое дорогостоящее и технологичное оборудование для АЗС. Конкуренция среди брендов ТРК всегда была самой жесткой и принципиальной. А недавно здесь произошло совершенно неожиданное событие. Извечные конкуренты и заклятые друзья – “ЛИГИР” и “Ювента”, представляющие, соответственно, бренды Tokheim и Wayne, стали частями одного концерна. С прошлого года бренды оказались в портфеле одного фонда Dover.

Пока вопросов больше, чем ответов. Новый собиратель ТРК утверждает, что оба бренда будут полноценно развиваться в рамках одного концерна и продолжат конкурировать между собой. Новых подробностей за год так и не появилось. Был немногословен и Андрей Беломестных из московского офиса Dover.

А рынок живет слухами. По одной информации, теперь производство обоих колонок будет сконцентрировано в Шотландии, тогда как сегодня Tokheim идет из Голландии, а Wayne – из шведского Мальме. Похоже, все равно только украинским дистрибуторам – они нацелены конкурировать по-прежнему.

“ЛИГИР” выглядел на выставке бодро. Он выставил колонки Helix, поставки которых начали в 2014 году, и которые на сегодня являются самыми “свежими” на рынке в целом. Helix самым подробнейшим образом презентовал представитель завода Александр Фишер.

В прошлом году 30 “хеликсов” нашли работу в Украине. В “ЛИГИРе” не скрывают, что предыдущий модельный ряд Wayne Global Star был не лучшим для брэнда.

“Helix – это совсем другой продукт, мы и рынок давно ждали его. По надежности этот тот самый старый добрый “дрессер”, плюс современная технологичность”, – нежно поглаживает новую колонку директор “ЛИГИРа” Игорь Величко. Он счастлив.

И Helix действительно манил публику. За пару часов у стенда “ЛИГИРа” удалось запечатлеть делегации “Укрнафты”, “Укргаздобычи”, “Оласа”, “Параллели”, “Мета-ойл”, WOG, SUN OIL, ОККО, KLO, “БРСМ” и многих других крупных и средних операторов рынка, которые методично сменяли друг друга.

Сжиженный газ – стержень прошедшей выставки. Каждый стенд буквально пахнул LPG.

У того же “ЛИГИРа” на газовые инсталляции приходится 80% портфеля заказов. В этом году компания трудилась на станциях “Авиаса”, ОККО и “Параллели”. Разработчик легендарного модуля СЗГ-10 в далеком 2002 году растворился в огромном количестве “модульных” решений, которые часто не блистали качеством. Выставленный на стенде модуль ЛИГИР укомплектовал по-богатому – колонкой Helix. В реальной жизни и в “газовом” бизнесе, который призван экономить деньги автовладельцев, на этом месте в 99% случаев стоят бюджетные модели. Так что, мимо пролетают и Wayne, и Tokheim.

Но это лишь применительно к модулям. После недавней зачистки нелегальных АГЗП в Киеве оставшиеся объекты столкнулись с несостоятельностью относительно обеспечения потока клиентов.

“Шесть-восемь колонок для бензина и ДТ и, в лучшем случае, два “газовых” пистолета – это полное несоответствие спросу. В Киеве каждая вторая машина заезжает за газом”, – сокрушается инженер крупной украинской сети АЗС, глядя на экспонаты выставки.

Интересные варианты есть. Одесская “Ювента” показала комбинированную многотопливную колонку. Но более интересным решением стала ТРК Tatsuno, которая может заправлять сразу четыре авто. У нее длинные рукава и четыре независимые секции мониторов с двух сторон. По признанию директора компании Александра Перова, первые две такие ТРК уже проданы в Украине. Есть подобные аппараты и у Wayne Helix, но цена, цена, цена…

Между тем именно Tatsuno позволило “Ювенте” пройти непростые времена и удержать позиции на газовом направлении, где нужны бюджетные колонки. Недорогая, но надежная модель Tatsuno LPG улетает, как горячие пирожки на одесском “Привозе”, улыбается одессит Перов.

Если газ – это борьба, то по импорту традиционных колонок “Ювента” вне конкуренции. Компания заставила своим оборудованием буквально всю выставку, показав более полутора десятка моделей колонок. Среди них и сверхскоростные модели для заправки ДТ, и колонки с новым мультимедийным экраном, и ТРК для заправки AdBlue, комбинированные колонки для всего, чем только можно заправить, и не только.

Зона общения на стенде компании была туго забита визитерами все четыре дня выставки. Здесь можно было встретить как представителей заводов-производителей техники, компаний-поставщиков систем автоматизации, украинских ритейлеров. И это при том, что в этом году Перов не оборудовал на стенде бар с пивной кегой среди прочего.

Тема LPG сквозила из каждого павильона. Новые для рынка поставщики турецких колонок, компания “Газис”, активно работает с сетью газовых заправок СТС.

Перспективный участник рынка и потенциальный лидер на старте модернизации рынка в конце 90-х – чешский “Адаст” – сегодня довольствуется только нишей газа. На скромном стенде разместилась одна газовая колонка из города Адамов. Бюджетность обеспечила ей неплохие продажи, в 2016 было ввезено около 100 таких моделей. Чехи обещают поднажать, посмотрим…

Харьковский производитель “Астрон” делает акцент на украинской начинке своих колонок.

“Мы не используем китайских комплектующих, и поэтому нас выбирают крупные сети региона – Marshal, “Род-Ник” и другие”, – говорит представитель украинского предприятия. По его словам, в год “Астрон” продает около 30-35 таких ГРК.

ND Group – первопроходец по внедрению систем холодных АЗС, терминалов самообслуживания и пр. пришел на выставку с этими решениями.

“Владельцы АЗС продолжают мыслить категорией, что 40% оборота делается на сопутствующих товарах. Хорошо, но готовы ли они к этому? Едешь в час пик и видишь очередь в 5-6 машин, желание заправиться пропадает”, – описывает проблему владелец ND Леонид Пашкевич. Он говорит, что реализует программу развития самообслуживания в столичной сети KLO. Напоследок сразил новостью: ND стала международной компаний, начала работать… в Мексике. Но это уже предмет отдельного материала.

Новичком выставки стала компания RoboTanks. Модульная АЗС с возможностью заправки сжиженным газом была установлена у входа в выставочный павильон. ND поставила терминалы самообслуживания для этого комплекса.

Выглядит новинка неплохо, но практика показывает, что здесь важен функционал, много подобных проектов разбилось о подводные рифы. Лидером является ТД “СКФ”, который установил около 10 коммерческих объектов и несколько десятков ведомственных. RoboTanks сделал только три готовых модуля, один из них уехал к “Востокгазу” в Кривой Рог, рассказал его директор Алексей Дядык. Но конкуренция это всегда хорошо, притом как для новичков, так и для старожилов.

Неожиданным гостем выставки стал главный лоббист электромобилей в Украине, создатель “Тесла Клуба” Назар Шимоне-Давида. “Зачем вам выставка бензинщиков?” – “Хотим их уничтожить изнутри!” – смеется Назар. На выставке он презентует свою зарядку для электромобилей совместно с компанией “Ювента”. Таких в Украине установлено уже боле 80. По его словам, операторы топливного рынка очень неспешно развивают это направление. “Большой шаг сделало ОККО…и остановилось. Разные группы влияния внутри компании видят этот процесс по-разному. Теперь вот откликнулось KLO. От остальных слышны только заявления”, – резюмировал он.

А теперь о потерях. Delta Corp., дилер Gilbarco – вот кто сошел с дистанции. По данным OilNews, в 2016 было импортировано только 30 ТРК. Но главное в том, что славный американский бренд начинает исчезать из лексикона владельцев АЗС. Удивителен такой расклад тем, что в Украине производитель имеет хорошую команду в лице “Дельта Корп”, но, видимо, она не в силах преодолеть позицию вышестоящих звеньев в пищевой цепи Gilbarco в лице московского офиса.

Не выставлялся и абсолютный лидер рынка – украинский производитель Shelf. А за ним, по данным OilNews, в прошлом году 565 ТРК и ГРК. Посетивший выставку владелец “Шельфа” Армен Кечиян заверил, что в следующем году он обязательно покажет и хиты продаж, и новинки. Сейчас компания сосредоточилась на развитии свежего производства колонок и автоцистерн под Киевом. Скорее всего, не прошли бесследно для Кечияна и события этой зимы, когда СБУ наехала на бизнес донецкого предпринимателя.

Главным впечатлением от выставки осталось оживленное движение посетителей, долгие дискуссии в переговорных зонах и большая насыщенность экспонатами. Чувствовалось, что жизнь снова просыпается. Она еще не бьет ключом, но очень по этому соскучилась. (Евгений Мочалов, Oilnews.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий