“Мы должны быть уверены, что во время работы Армянской АЭС в течение предстоящих 10 лет не будет никаких сбоев, ставящих под угрозу безопасность Республики Армения. И если в перспективе возникнет необходимость в продлении сроков реализации всей программы до 2021 г., то надо будет об этом честно и открыто сказать”.

О предстоящих планах на ААЭС в интервью экономическому обозревателю АрмИнфо Александру Аванесову рассказал руководитель проекта по продлению срока эксплуатации энергоблока N2 Армянской АЭС Владимир Бредов.

– В настоящее время станция находится на планово-предупредительном ремонте. Сколько было проведено работ по состоянию на сегодняшний день, и сколько еще предстоит сделать?

– В рамках останова блока в 2017 г. зону ответственности российской стороны проекта, можно разделить на две составляющие. Первая – это непосредственно ремонт оборудования реакторной установки, в рамках которого работы уже выполнены, причем, четко по графику. Вторая – касается обоснования ресурса оборудования. Работы проводятся совместно – российская сторона готовит программы обследования, по результатам которых будут сделаны предварительные заключения и расчеты, а армянская сторона непосредственно вскрывает это оборудование и готовит акты-протоколы осмотра. На данный момент, российские специалисты выдали все необходимые программы для обследования, а армянская сторона, в свою очередь, вскрыла все оборудование, и передала россиянам акты-протоколы. Сейчас мы готовим предварительное заключение по этому оборудованию и до конца года сделаем необходимые расчеты по обоснованию остаточного ресурса. В этом году мы постараемся охватить почти все оборудование Армянской АЭС для того, чтобы рассчитать остаточный ресурс этого оборудования.

– В прошлом году было обследовано порядка 4500 единиц оборудования. А сколько предусмотрено обследовать в 2017 году?

– В 2016 году было завершено комплексное обследование оборудования, по результатам которого, для части оборудования потребовалось провести дополнительное инструментальное обследование с последующими расчетами остаточного ресурса этого оборудования. В этом году это оборудование вскрыто, осмотрено, составлены акты и протоколы вскрытия, которые переданы специализированным организациям. На базе этой информации сейчас специализированные организации выполняют специальные расчеты по остаточному ресурсу этого оборудования.

– В результате проведенных тендеров на поставку оборудования и услуг были сэкономлены значительные финансовые ресурсы – порядка $64 млн. Как будут использоваться эти средства?

– Я всегда избегал такого слова, как экономия. Об экономии можно будет говорить лишь по завершении всего проекта. Да, мы провели конкурсные процедуры и провели их эффективно. Нам удалось снизить цены в результате тендеров в среднем более чем на 30%. Например, очень эффективными оказались закупки турбогенераторов, в ходе которых цену удалось снизить на 46%. Тяжело, но также эффективно, прошла закупка турбины, в ходе которой цена была снижена почти на 50%. Крайне эффективно прошли конкурсы по закупке систем контроля и управления, по итогам которых снижение составило до 70%. Одним словом, очевидна эффективность проводимых нами конкурсных процедур, и, в целом эффективность системы закупок ГК “Росатом”. Тем не менее, я бы оперировал выражением “снизить цены”, а не “экономия”, о которой можно будет говорить только по результатам всей программы.

– В последнее время часто говорится о возможности продления сроков реализации программы до 2021 года, что предполагает заключение дополнительного армяно-российского межправительственного соглашения. А какова позиция компании “Русатом Сервис” по данному вопросу?

– Совсем недавно Армянскую АЭС посетил генеральный директор ГК “Росатом” Алексей Лихачев, который вместе с министром энергетических инфраструктур и природных ресурсов РА Ашотом Манукяном посетил площадку ААЭС. Во время визита мы детально рассказали о том, что будет делаться на станции. Когда по результатам визита мы посмотрели на карту АЭС, то оказалось, что почти вся территория и все объекты ААЭС будут затронуты нашим проектом. По сути дела, здания, сооружения, трубопроводы, турбинный цех, реакторный цех и т.д. будут модернизироваться. Только в одном турбинном цеху работы затронут все четыре этажа этого зала. Не менее масштабные работы развернутся в 2019 и в реакторном цеху, где будет существенно повышен уровень безопасности. Вообще, предстоит провести колоссальный объем работы. И армянская сторона правильно рассматривает такую возможность, потому что приоритетом является безопасность станции. А как Вы знаете, при работе с ядерными объектами спешить не стоит. Работу надо сделать качественно, ставя во главу угла вопрос дальнейшей безопасной эксплуатации АЭС, на которой минимум придется работать 10 лет. И мы должны быть уверены, что во время этой работы не будет никаких сбоев, ставящих под угрозу безопасность Республики Армения. И если в перспективе возникнет необходимость в продлении сроков реализации всей программы до 2021 года, то надо будет об этом честно и открыто сказать.

– А имеются расчеты по тому, каковым окажется КПД станции после реализации программы?

– Речь сегодня, в первую очередь, идет о восстановлении проектной мощности, изначально заложенной в проект. Проектная мощность станции составляет 440 мегаватт. В настоящее время АЭС работает с мощностью в ~375 мегаватт. С модернизацией эти объемы возрастут. Но нашей главной задачей является не только повышение КПД, а, в первую очередь, значительное повышение уровня безопасной эксплуатации станции. В нашей работе мы руководствуемся, в том числе, рекомендациями и документами МАГАТЭ. Но главным законодателем для нас в данном вопросе является Государственный комитет по регулированию ядерной безопасности Республики Армения.

– Насколько я знаю, армянская сторона имеет право на использование 20% кредитных ресурсов на приобретение оборудования не российского производства. Выдерживаются ли эти объемы?

– Напомню, что речь идет о российском экспортном кредите. А это означает, что в льготные условия и процентные ставки кредита изначально закладывались в основном закупки товаров/работ/услуг у российских производителей. Сейчас часть оборудования, по поручению Армянской АЭС, закуплена у иностранных поставщиков. Эти объемы укладывается в ту долю ограничений, которая была определена изначально Минфин РФ.

– Наблюдается ли интерес к проекту модернизации градирен со стороны армянских компаний?

– Да, интерес к модернизации градирен со стороны армянских компаний имеется. Мы проводили анализ рынка, и при подаче первоначальных заявок для расчета начальной максимальной цены для последующего проведения конкурсной процедуры, у нас были заявки и от армянских компаний, что естественно, поскольку это в основном строительные работы, а в этом направлении у армянских компаний есть хороший опыт. (АрмИнфо/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий