“Газпром” продолжает убеждать себя и других, что обладает конкурентным преимуществом перед другими поставщиками на газовом рынке Европы и готов обеспечить всех желающих дешевым газом.

Российский монополист контролирует огромные резервы природного газа. Стоимость добычи российского газа относительно низкая, а транспортировка по газопроводам гораздо дешевле, чем заморозка, танкерная транспортировка и разморозка сжиженного газа. Однако сам факт появления в ЕС американского газа, пусть и более дорогого, заставит “Газпром” менять свою стратегию на европейском рынке.

Перед российским монополистом встал невольный выбор: или “…снижать цену, сохраняя, таким образом, свою долю рынка. Или сокращать объем поставок, повышая цену на газ для европейского потребителя”, – поясняет изданию FinancialTimes Джейсон Бордофф, руководитель Centeron Global Energy Policy при Колумбийском Университете. Если “Газпром” выберет последнее, что, по мнению, Бордоффа наиболее вероятно, то компания ввяжется в ценовую войну, которая будет стоить ей части доходов. И эти потери не удастся компенсировать даже за счет увеличения поставок в регионы с высоким уровнем спроса на энергоресурсы.

Целесообразность “Северного потока 2”

Чтобы получить возможность безболезненно снизить цену, “Газпрому” необходимо закончить строительство “Северного потока 2”, но американские санкции ставят под сомнение скорое завершение проекта.

Российские чиновники и политики пытаются убедить Европу, что именно российский газ является самым дешевым вариантом, и что в ближайшем будущем адекватных альтернатив не предвидится. “Попытки препятствовать строительству “Северного потока 2″ – это элементы нечестной конкуренции со стороны американских потенциальных поставщиков сжиженного газа, который дороже, чем газ, транспортируемый трубопроводами”, – сказал в интервью Financial Times министр энергетики России Александр Новак еще до подписания президентом Трампом антироссийских санкций.

“Политически мотивированные экономические ограничения неизбежно приведут к подорожанию энергоресурсов”, – прогнозирует Новак. Министр обращает внимание на то, что по расчетам самих европейцев, им необходимо будет в краткосрочной перспективе увеличивать импорт газа, чтобы не нарушить существующий энергобаланс. Речь идет о сокращении добычи в Нидерландах и Великобритании.

С российской точки зрения “Северный поток 2” как раз и должен удовлетворить увеличение спроса на газ на европейском рынке. С таким положением дел вроде как соглашаются и крупнейшие европейские энергокомпании: Royal Dutch Shell,OMV (Австрия), Engie (Франция), Uniper и Wintershall (обе немецкие) готовы внести половину от общей суммы в 9,5 млрд. евро на строительство нового газопровода. “Северный Поток 2” способен обеспечить европейского потребителя дополнительными 55 млрд. м куб. газа в год. Еще 30 млрд. м куб Россия готова будет поставлять в страны Южной Европы через газопровод Turkish Stream. В прошлом месяце начались работы по удвоению его пропускной способности.

“Газпром” уже увеличил экспорт газа в Европу на 12,3% за 6 месяцев 2017 г., по сравнению с объемами, экспортированными за аналогичный период прошлого года. Прирост экспорта за 2016 г. составил 12,5% (по сравнению с 2015 г.). “Спрос на наш газ в Европе продолжит расти”, – уверяет глава “Газпрома” Алексей Миллер. По мнению руководства российского газового монополиста, с учетом тенденции увеличения поставок из России, страны имеющие доступ к дешевому российскому газу, такие как Польша, совершают ошибку, соглашаясь импортировать дорогой американский сжиженный газ.

Ренегаты Польша и Литва меняют существующий порядок вещей на европейском газовом рынке. Страны сознательно пренебрегают экономическим расчетом, покупая более дорогой американский газ, только ради того, чтобы снизить свою зависимость от одного поставщика – российского “Газпрома”.

Летом Польша уже получила первую партию сжиженного газа из Соединенных Штатов, и в дальнейшем будет наращивать объемы импорта из-за океана. Договоренности по сотрудничеству в газовой сфере были согласованы во время недавнего визита Трампа в Варшаву. В свою очередь, Литва в июле подписала контракт на поставку американского газа на свой LNG терминал с компанией CheniereEnergy. Первые танкеры прибудут уже в августе. Пока позиция Польши и Литвы рассматривается как политически мотивированная. Но в скором времени ставка на сжиженный газ для этих и других стран получит экономическое обоснование.

Вариации цены

По расчетам “Газпрома”, цена американского сжиженного газа вырастает с $2/MmBtu в США до $6/MmBtu в Европе после технических процедур заморозки/разморозки и транспортировки. На европейском рынке цена на газ варьируется в районе отметки в $5/MmBtu.

Однако, арифметика российского газового монополиста несколько утрирована, и не включает в себя, к примеру, особенности контрактов на поставку сжиженного газа. Большинство договоров заключаются по принципу “бери или плати”, минимизирующие риски поставщика по сбыту, которые он в противном случае вынужден был бы включать в формулу ценообразования. Впервые принцип “бери или плати” был применен в Голландии, как механизм удешевления разработки Гронингского газового месторождения. Чтобы вернуть государственные инвестиции в разработку месторождения с покупателями газа были заключены долгосрочные контракты с зафиксированным объемами газа, которые покупатель обязуется получить. Если покупатель не выкупит весь законтрактованный объем, он заплатит штраф.

На основе принципа “бери или плати” проводит закупки американского сжиженного газа британская газовая компания Centrica. За счет американских закупок компания планирует обеспечить газом 1,8 млн. британских домохозяйств в 2019 г. Стало быть, Centrica не находит цену американского газа неконкурентоспособной по сравнению с тем же российским газом.

Новый глобальный рынок

Активное наращивание добычи и производства в США завершит формирование цельного глобального рынка сжиженного газа. До недавнего времени основные игроки на международном рынке сжиженного газа – Катар и Австралия – ориентировались на краткосрочные и среднесрочные поставки: мобильность и относительная быстрота транспортировки позволяли оперативно поставлять нужные объемы в регионы, где дополнительный газ был нужен именно в данный момент. По прогнозам Financial Times, до 2020 года общий объем производства сжиженного газа увеличится на 50%. Наращивание будет происходить в основном за счет США, которые через три года войдут в тройку крупнейших мировых производителей.

Рост предложения сжиженного газа будет иметь непосредственное влияние на его цену для конечного потребителя. Увеличение глобальных объемов позволит рассматривать этот вид газа с точки зрения долгосрочных поставок, а не как средство для затыкания энергетических дыр.

На европейском рынке появляется достойная альтернатива российскому газу, которая, хоть и не в состоянии заменить его в полном объеме, но может сместить “…баланс рынка в сторону более привлекательной цены для конечного потребителя”, – считает Айра Джозеф из энергоконсалтинговой компании Pira, подразделения S&P Global Platts, специализирующегося на анализе данных энергетических рынков.

Увеличение предложения газа на европейском рынке, рост числа его участников и гибкость ценообразования на сжиженный газ потеснят позиции “Газпрома” в Европе. Это ослабит возможности российского газового монополиста диктовать свою цену. Европейцев радует такое положение дел: в конечном итоге они будут платить меньше за газ. (Роман Брыль, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий