Мартин Шульц, сменивший руководство Европарламентом на внутригерманскую политическую борьбу, в эфире телеканала ZDF 13 августа вечером громко заявил о своих перспективах занять пост канцлера ФРГ. “Я считаю, что у меня есть хороший шанс возглавить следующее федеральное правительство. Я буду канцлером”, – сказал он.

При этом политик великодушно разрешил сохранить коалицию из его Соцпартии (СДПГ), Христианско-демократического союза Ангелы Меркель и Христианско-социального союза Хорста Зеехофера. С одним “но”. Он должен возглавить весь блок, а ХДС/ХСС – принять роль “младшего партнера”. Очевидно, что кандидаты в “младшие партнеры” на это не согласятся. И Меркель, вероятнее всего, донесет эту мысль на единственных дебатах с Шульцем уже 3 сентября. Это будет шоу не хуже словесных дуэлей Трампа и Клинтон. С той разницей, что в данном случае оба политика имеют богатый опыт в политике. И Меркель все же менее популист, нежели бывший госсекретарь США. А вот ее политический антагонист – немецкий Трамп.

Ярким подтверждением чему и является его не лишенное пафоса заявление журналистам. Это фальстарт или некий, пока скрытый туз в рукаве? А что если туз? И что, если этот туз из колоды достал бывший канцлер Германии Герхард Шредер, которому даже после потери статуса лидера СДПГ удалось сохранить влияние на партию? Не в последнюю очередь благодаря нынешним президенту Франку-Вальтеру Штайнмайеру и главе МИД Зигмару Габриэлю. И Шульц, вроде как ожививший кампанию в начале года и казавшийся политиком, который перекроит ситуацию внутри партии, таким не является. Он винтик в большом механизме, регулируемом Шредером.

Экс-канцлер, как стало известно 11 августа, получил с легкой руки своих друзей место в команде Игоря Сечина – в совете директоров “Роснефти”. Шредера должны утвердить в должности 29 сентября. Любопытно, что он не единственный иностранец, которого позвали в одну из главных кормушек РФ. Ранее были приглашены представители швейцарского тредейра Glencore и суверенного фонда Катара (QIA), которые в конце 2016 – начале 2017 гг. выкупили 19,5% акций “Роснефти”. Кроме того, в совет директор входит управляющий директор Nord Stream 2 и близкий друг Путина Маттиас Варниг – экс-сотрудник “Штази” по кличке Экономист. Он не вылезает из руководства российскими банками (“Россия”, банк друзей Путина; Внешторгбанк), был в “Транснефти” и пробовался в “Газпром”. Как видим, Кремль не скупится на синекуры для своих иностранных друзей. Учитывая, что друзей в Европе все труднее и труднее найти, прилагается максимум усилий, чтобы удержать старых и помогать им во всем.

Шредер – это инвестиция в будущее отношений и бизнеса. После его вхождения в совет директоров “Роснефти” серый кардинал эсдеков будет получать, по данным СМИ, более $550 тыс. ежегодно. Щедрая награда, с одной стороны. С другой – бывший канцлер еще больше вышел на свет из тени, когда еще теснее связал себя с Россией. И даже такой зарплаты может быть недостаточно, чтобы компенсировать недовольство на родине.

Как пишет Deutsche Welle, немецкий депутат Европарламента из фракции “зеленых” Райнхард Бютикофер заявил, что Шредер “окончательно унизился до приплаченного лакея путинской политики”, и призвал СДПГ дистанцироваться от него. По мнению директора Общества защиты угнетенных народов (GfbV) Ульриха Делиуса, “Роснефть” благодаря связям экс-канцлера может попытаться выйти из-под санкций.

Да, Шредер давно уже помогает россиянам. Например, в конце своего срока предоставил госгарантии в размере 850 млн. евро для строительства газопровода “Северный поток”. Сразу после отставки возглавил наблюдательный совет, а после и комитет акционеров оператора газопровода Nord Stream AG. Когда Москва решила расширить трубопровод, инициировав строительство “Северного потока-2”, Герхард Шредер снова был тут как тут. В 2016 г. он возглавил и это предприятие. Политик-бизнесмен, наверное, как никто другой в Германии желает, чтобы трубопровод через Балтику был завершен. А с этим сейчас сложности, которые не могут разрешить ни “свой” президент, ни глава МИД, ни гаснущая звезда Мартина Шульца.

Согласно опросам 13 августа соцслужбы Emnid за соратников Шредера проголосовали бы 24% респондентов, за ХДС/ХСС – 38%. У “Левой” (Die Linke) – 10%, свободные демократы и правая антимигрантская “Альтернатива для Германии” (АдГ) – по 8%, “зеленые” – 7%.

Если говорить о персоналиях и ассоциации с партиями, то тут преимущество у христианского блока еще больше. Опрос немецкой медиакомпании ARD – Deutschlandtrend – показал, что если бы выборы канцлера проводились напрямую, то за Меркель проголосовали бы 52% избирателей, а за Шульца – 30%. Он набрал 1 п.п., а Меркель потеряла 5, но, с другой стороны, просели все ведущие политики: министр финансов Вольфганг Шойбле (соратник Меркель), Зигмар Габриэль, глава МВД Томас де Мезьер, премьер Баварии Зеехофер. Немцы притомились, ведь кампания идет уже давно. К тому же, если говорить о Меркель, сказывается недовольство действиями Вашингтона и Трампа. Меркель достаточно жестко реагировала на сигналы из Штатов, но электорат, вполне вероятно, хотел больше эмоций. Это удел такого популиста, как Шульц.

А США непосредственно создали угрозу интересам Шредера и его российских друзей, когда Конгресс принял новые санкции против России, а Трамп почти сразу же их подписал. Дело в том, что новые меры затрагивают непосредственно Nord Stream и европейские компании, с ним связанные: нефтегазовую группу Wintershall (ФРГ), энергетическую торговую компанию Uniper (ФРГ), нефтегазовый гигант Royal Dutch Shell (Великобритания, Нидерланды), нефтяную компанию OMV (Австрия) и Engie, специализирующуюся на энергетике и газе (Франция).

Меркель назвала решение Вашингтона “своеобразным шагом”. Ее спикер Штеффен Зейбер внес больше ясности, когда нашел “странным” введение санкций с целью наказать Россию за вмешательство в выборы, которые могут привести к мерам против европейских компаний. Союзники-противники ХДС/ХСС, эсдеки, пошли дальше в своей риторике. Еще 16 июня министр экономики Бригитта Циприс (СДПГ) в интервью Reuters заявила, что в случае введения данных санкций Берлину следует ввести контрмеры.

Известный критик санкционного давления на Кремль, Габриэль, во время выступления в Вольфсбурге 4 августа резко раскритиковал Штаты за отступление от сотрудничества с ЕС по России. Он указывает на то, что американцы преследуют свои экономические интересы. “Агрессивно сочетая вопросы внешней политики с американскими экономическими интересами и говоря: мы хотим вытеснить российский газ с европейского рынка, чтобы мы могли продавать американский газ, – определенно не то, что мы можем принять”, – заявил глава немецкой дипломатии.

На это же в оставшийся месяц с хвостиком, несомненно, будут давить все эсдеки, подкармливая антиамериканизм. В том числе и Шульц со Шредером. Перспективы у эсдеков не радужные. Есть основания допускать, что Кремль хочет взять реванш после поражений в Нидерландах и Франции. Значит, больше денег и ресурсов будет направлено в Германию в помощь Шредеру и Ко. То есть кампания переходит в свою интенсивную фазу с использованием всего доступного инструментария политтехнологов. К борьбе уже подключился и лично Шредер, когда в интервью Blick припомнил Меркель “дизельгейт”. В духе Трампа (тот в свое время критиковал Обаму за игру в гольф во время экономического кризиса) без пяти минут член совета директоров “Роснефти” раскритиковал Меркель за то, что она ушла в отпуск, вместо того чтобы восстанавливать репутацию немецкого автопрома после эпикфейла Volkswagen в 2015 г. Нынешний канцлер определенно станет ключевой мишенью кампании эсдеков и россиян. (Владислав Гирман, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий