Вслед за угольными предприятиями в аренду частным собственникам могут быть отданы и государственные теплоэлектроцентрали. В Верховной Раде Украины собираются рассмотреть законопроект об особенностях передачи в аренду или концессию объектов топливно-энергетического комплекса, которые находятся в государственной собственности. Эксперты отмечают, что объекты ТЭЦ готовят к скрытой приватизации, что может повлечь за собой передел сфер влияния на рынке.

Чтобы выйти на рынок экспорта электроэнергии и стать членом европейского Энергетического сообщества, а также не допустить критического износа мощностей, Украине необходимы срочные инвестиции в тепловые электростанции, теплоэлектроцентрали и гидроэлектростанции. Эксперты отмечают, что при отсутствии инвестиций в модернизацию данных объектов они могут не пережить 2014 г. когда критический износ мощностей способен привести к сбоям и авариям на предприятиях энергетики.

Поэтому правительство планирует поступить с теплоэлектроцентралями по примеру угольных предприятий – отдать их в аренду или концессию. Для этого в Верховной Раде готовится рассмотрение законопроекта №8632 об особенностях передачи в аренду или концессию объектов топливно-энергетического комплекса, которые находятся в государственной собственности.

“Власть использует контролируемое парламентское большинство для реализации очередного плана фактически скрытой приватизации ряда угольных шахт и теплоэлектроцентралей (ТЭЦ). К сожалению, в последнее время большинство из голосующих народных депутатов даже и не пытаются понять истинное значение конкретного законопроекта в сфере ТЭК”, – сказал эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук.

Именно поэтому, по его словам, вслед за скандальным и маловразумительным законом о списании 24 млрд. грн. долга предприятиям ТЭК (“Нафтогазу”, облгазам, теплокоммунэнерго, облэнерго) появляется предложение Кабмина о концессии угольных шахт и ТЭЦ. Законопроект №8632 подготовлен и утвержден Министерством энергетики и угольной промышленности.

Следует отметить, что потенциал теплоцентралей действительно может привлечь инвесторов к этим объектам. Так, в 2010 г. теплоэлектроцентрали произвели 5220,1 млн. кВт·ч, что на 1053,5 млн. кВт·ч (25,3%) больше, чем в 2009 г., и на 132,5 млн. кВт·ч (2,6%) больше, чем прогнозировалось. Тем не менее доля предприятий ТЭЦ среди остальных производителей Объединенной энергетической системы Украины (ОЭС) является наименьшей.

В 2004 г. выработка электроэнергии в общем предприятиями ОЭС Украины составила 181312 млн. кВт·ч, при этом доля предприятий ТЭЦ составила лишь 5% – 8345 млн. кВт·ч, в 2005 выработка ОЭС составила 185 187 млн. кВт·ч, предприятий ТЭЦ – 4% (8060 млн. кВт·ч). В последующие годы наблюдалось уменьшение доли ТЭЦ в выработке электроэнергии предприятиями ОЭС. В 2006 предприятия ОЭС выработали 192195 млн. кВт·ч, предприятия ТЭЦ – 3% (5920 млн. кВт·ч), в 2007 г. предприятия ОЭС – 195 126 млн. кВт·ч, ТЭЦ – 3% (5493 млн. кВт·ч), в 2008 году предприятия ОЭС – 191676 млн. кВт·ч, ТЭЦ – 3% (5135 млн. кВт·ч).

В 2009 г. выработка электроэнергии предприятиями ТЭЦ упала до критического уровня – 4167 млн. кВт·ч, или 3% от выработки электроэнергии всеми предприятиями ОЭС. Данное падение в принципе объясняется общим снижением выработки электроэнергии предприятиями ОЭС – 172900 млн. кВт·ч. В 2010 г. выработка электроэнергии предприятиями ОЭС составила 187910 млн. кВт·ч, предприятиями ТЭЦ – 3% (5220 млн. кВт·ч).

При этом установленная мощность электростанций Украины на начало прошлого года равнялась 52 957,7 МВт, из них мощность предприятий ТЭЦ составляет наименьшую долю – 2,8%, или 1483 МВт. Общая установленная мощность всех электростанций НАК “Энергетическая компания Украины”, куда входят и ТЭЦ, равна 56% от мощности всех электростанций страны, или 29669,7 МВт: из них ТЭС – 43,7%, или 23 140 МВТ, ГЭС и ГАЭС – 9,5%, или 50,46,7 МВт, остальных электростанций страны – 44%, или 23 228 МВт.

В текущем году на рынке производства электроэнергии наблюдается рост объемов производства. К примеру, тепловые электростанции энергогенерирующих компаний НАК ЭКУ с начала года произвели 22 млрд. кВт·ч электроэнергии, что составляет 26,6% от общегосударственного показателя. Это на 1,8 млрд. кВт·ч, или 8,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года (20,2 млрд. кВт·ч). При этом теплоэлектроцентрали за январь-май 2011 г. выработали 2,8 млрд. кВт·ч электроэнергии, что на 13,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года – 2,5 млрд. кВт·ч.

Для сравнения: гидроэлектростанции на протяжении 5 месяцев текущего года существенно снизили объемы производства – 5,5 млрд. кВт·ч электроэнергии, что на 19,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (6,9 млрд. кВт·ч). Уменьшение объемов выработки электроэнергии гидроэлектростанциями в НАК ЭКУ объясняют тем, что в этот период наблюдалась низкая водность рек Днепр и Днестр.

В целом энергогенерирующие компании и электростанции НАК ЭКУ с начала 2011 г. произвели 30,4 млрд. кВт·ч, или 36,7% от общей выработки электроэнергии ОЭС Украины. Это на 800 млн. кВт·ч, или 2,6% больше, чем в прошлом году.

Несмотря на столь малую долю выработки электроэнергии на отечественном рынке, у ТЭЦ есть неплохой потенциал, и при должном инвестировании они могут нарастить объемы производства электроэнергии. Поэтому правительство посчитало должным отдать их потенциальным инвесторам. Подобным образом правительство поступило с угольными предприятиями. “Еще раньше, в начале апреля, Кабмин “заботливо” внес два крупных и успешных предприятия угольной добычи, “Свердловантрацит” и “Ровенькиантрацит”, в перечень предприятий госсобственности, которые могут быть переданы в концессию”, – напомнил Ю. Корольчук.

По мнению эксперта, вызывает вопросы и то, что власть “вспомнила” о концессии и аренде государственных шахт на фоне роста добычи угля. В 2010 г. Украина увеличила добычу угля на 4% (на 2,8 млн. т) по сравнению с 2009 г. – до 75,1 млн. т. А в январе-мае 2011 г. добыча угля увеличилась на 10% (на 3,1 млн. т) по сравнению с январем-маем 2010 г. – до 33,9 млн. т.

Уже названные “Ровенькиантрацит” и Свердловантрацит занимают соответственно второе и третье место по добыче угля в Украине. На первом месте – ОАО “Павлоградуголь”. Заинтересованность концессией “Ровенькиантрацита” и “Свердловантрацита” активно проявляет промышленный холдинг Рината Ахметова ДТЭК, который уже давно сотрудничает с этими угольными предприятиями.

“Безусловно, концессия или аренда как форма экономического сотрудничества государства и частного капитала необходима. Но это оправдано лишь в тех случаях, когда механизм концессии задействуется на предприятиях, которые на самом деле убыточны, а не по отчетам бухгалтерии”, – считает эксперт. Частные инвестиции могут поспособствовать развитию или выходу из кризиса подобных предприятий. Тогда понятна логика государства, которое и предприятие спасает, и деньги зарабатывает.

Ситуация с концессией ТЭЦ, считает Ю. Корольчук, еще более сложная. “На данный момент большинство крупных ТЭЦ переданы на баланс или контролируются “Нафтогазом Украины”: Днепродзержинская, Херсонская, Николаевская, Одесская, Харьковская ТЭЦ-5, Лисичанская, Зуевская, Донецкая, Криворожская ТЭЦ и ГП “Крымские генерирующие системы”, – отметил эксперт.

Политика государства, по мнению эксперта, в этих вопросах противоречива, так как сначала правительство берет курс на создание СП между Нафтогазом и Газпромом, потом готовится выводить Нафтогаз на IPO и, наконец, планирует отдавать объекты Нафтогаза в долгосрочную концессию. При этом все данные процессы несовместимы.

“Законопроект об особенностях передачи в аренду или концессию объектов ТЭК на самом деле не преследует целью хотя бы начать решать наболевшие проблемы”, – говорит Ю. Корольчук. Его принятие, уверен эксперт, будет означать передел сфер влияния или укрепление существующих финансово-промышленных групп, а также скрытую форму приватизации угольных шахт и ТЭЦ. (МинПром/Энергетика Украины, СНГ, мира)