Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: развитие ветроэнергетики

Развитие ветроэнергетики дает шанс украинским машиностроителям развивать высокотехнологичные производства и создавать новые рабочие места. ООО “Фурлендер виндтехнолоджи” в Краматорске (Донецкая обл.) вскоре пригласит на работу 500 человек.

Компания “Фурлендер виндтехнолоджи” реализует совместный украинско-немецкий инвестиционный проект по производству, монтажу и сервисному обслуживанию ветроэнергетических установок (ВЭУ) мощностью 2,5 МВт. Проектная мощность составляет 150 ВЭУ в год. Общая сумма инвестиций – 70 млн. евро. В 2011 г. в производство будет инвестировано 8,5 млн. евро, сообщил директор “Фурлендер виндтехнолоджи” Виталий Загудаев. По его словам, проект предполагает несколько этапов и рассчитан на четыре года. К сентябрю нынешнего года будет закончена реконструкция одного из цехов, который компания выкупила у Краматорского завода тяжелого станкостроения (КЗТС), крупного станкостроительного предприятия, выпускающего широкий ассортимент станков (колесотокарные и колесофрезерные, лоботокарные, глубокорасточные станки для обработки труб большого диаметра, больших коленчатых валов, автоматические линии для обработки вагонных осей). “В сентябре мы соберем первые две турбины, до конца года планируем произвести семь турбин”, – сообщил Загудаев.

Предполагается, что в проекте на условиях кооперации будут участвовать все четыре завода Краматорска – Новокраматорский машзавод (НКМЗ), “Энергомашспецсталь”, КЗТС и Старокраматорский машзавод. Конкретики в этом вопросе пока нет, но, как подтвердили на НКМЗ, без этой кооперации новому машиностроительному предприятию действительно не обойтись.

Подобное мнение высказал на открытии “Ветряного парка “Новоазовский” и гендиректор “Энергомашспецстали” Максим Ефимов, являющийся автором идеи проекта. “В 1991 г. в Германии был принят “зеленый” закон, и тыс.и предприятий получили новое направление развития (…) Машиностроители были банкротами, потому как были задуманы под горное машиностроение, а сегодня они перепрофилированы, и Германия лидирует в мире по этому направлению, – говорит Ефимов. – Поэтому я обращу внимание на один факт – производство башен даст работу заводу типа “Азовсталь” для поставки листа. Если вы собираете гондолу, то в ней находится тыс.а компонентов – начиная от лестниц, заканчивая трасформаторами, генераторами, коробками передач, подшипниками, кабелями, шкафами управления – и все это можно производить в Украине”. По его словам, по проекту создания ВЭУ изначально была договоренность о том, чтобы новое производство обеспечивало украинские предприятия заказами на изготовление компонентов ветроустановок.

Вместе с тем, организаторы нового производства отдают отчет в том, что большинство отечественных предприятий сегодня технологически не в состоянии произвести оборудование для высокоинтеллектуальной техники. “Для того чтобы украинские предприятия смогли производить оборудование, которое используется в турбинах, необходимы инвестпроекты на смежных предприятиях, – говорит Загудаев. – Без инвестиций в технологию, знания, обучение людей сделать его в Украине очень сложно”. Поэтому все компании, которые будут участвовать в производстве компонентов, будут сертифицированы. “Если они будут инвестировать, то будут поставщиками”, – заверил Загудаев.

“Фурлендер виндтехнолоджи”, кроме производства лицензионных турбин, планирует выпускать самый сложный технологический узел – гондолу ветроустановки. С этой целью была приобретена лицензия на производство ветроустановок мощностью 2,5 МВт на основе ноу-хау немецкого партнера проекта – компании Fuhrlander AG.

Кстати, технический инвестор проекта Fuhrlander AG оказалась единственной компанией, согласившейся предоставить украинским партнерам именно технологии, а не оборудование. На торжественной церемонии открытия второй очереди ветровой станции “Новоазовская” президент Fuhrlander AG Йоахим Фурлендер заявил: “Мы привезли сюда технологию, чтобы 80% проекта реализовать в Краматорске. Наша цель – наладить здесь сбор лопастей и остальных деталей”.

По словам Загудаева, для того, чтобы заменить импорт оборудования своим производством, ныне есть ряд инвестпроектов, связанных с ветроэнергетикой, и в следующем году в Украине уже может быть изготовлено 40-50% оборудования, а еще через два года – 70-100%.

Найдет ли это оборудование рынок сбыта? Судя по масштабам преференций, которые ветроэнергетика получила от государства, и планам по созданию ветропарков в стране – проблем со сбытом у машиностроителей быть не должно. Кроме развития Новоазовского ветряного парка (43 ветроустановки до конца 2013 года), в СМИ сообщалось, что компания “Ветроэнергопром”, входящая в состав холдинга Slav AG Андрея и Сергея Клюевых, намерена построить в Донецкой области еще две ветроэлектростанции – Мангушскую и Володарскую. А ДТЭК, объединяющая энергетические активы “Систем Кэпитал Менеджмент”, заявляла о своем желании начать строительство в Приазовье ветровой электростанции мощностью 200 МВт. Более того, ООО “Алматрейд”, которое связывают с бизнесом семьи бывшего губернатора Донецкой области Анатолия Близнюка, еще в прошлом году начало организацию двух ООО – “Ветряной парк “Очаковский” и “Ветряной парк “Березанский” суммарной мощностью около 500 МВт.

Потенциальным заказчиком ветроэнергооборудования можно также считать госхолдинг “Энергоатом”, в состав которого входит Донузлавская ВЭС в Крыму. Пока ее установленная мощность составляет 8,7 МВт, но утвержденная “Энергоатомом” программа развития ВЭС предусматривает увеличение показателя до 600 МВт.

Учитывая, что компании, принадлежащие самым влиятельным украинским бизнесменам и политикам при власти, планируют инвестировать в ветроэнергетику Украины сотни миллионов, выражение “деньги на ветер” может теперь означать не только неразумные финансовые траты. (Укррудпром/Энергетика Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version