Чем стремительнее будет развиваться нефтегазодобыча в республиках Центральной Азии, тем это выгоднее Украине. Даже если восточные энергоносители к нам не дойдут, они, по крайней мере, обеспечат прибыльными заказами украинскую индустрию.
В Туркменистане началось строительство крупного газопровода “Восток – Запад”. Посильную лепту в этот проект уже готов внести украинский холдинг “Метинвест”, выигравший в сентябре тендер на поставку 150 тыс. т труб для новой магистрали. По замыслу туркменского руководства, новый трубопровод должен соединить богатую Довлетабадскую группу газовых месторождений с каспийским побережьем страны, а в перспективе он может стать звеном трансъевразийского проекта Nabucco.
Газопровод “Восток – Запад” может стать достойным ответом газпромовским проектам “Северного” и “Южного потоков”, поскольку он дает потенциальный шанс не допустить усиления России на европейских рынках энергоресурсов, противопоставив ее газу туркменское голубое топливо. Для Запада не имеющий ни имперских, ни ядерных амбиций Туркменистан – гораздо более удобный партнер, чем Россия или Иран. Остается лишь выяснить, достаточно ли запасов Довлетабада, чтобы заполнить и новозадуманную трубу, и традиционный маршрут “Северная Азия – Центр”, по которому туркменский газ сегодня поступает в Россию, и недавно открытое китайское направление экспорта.
В Ашгабате успокаивают: новые газотранспортные артерии смогут рассчитывать на запасы недавно открытого месторождения Южный Иолотань, которое здесь считают вторым в мире. Но добыча на нем пока не ведется, а обнародованные геологические разведданные не подкреплены убедительными доказательствами. Ведь Туркменистан по давней традиции не допускает иностранных специалистов на свои стратегические месторождения. Поэтому верить в то, что в иолотаньских недрах скопилось 16 трлн. куб. м газа, приходится исключительно на слово. Но раз Туркменистан уже физически начал строить новый газопровод под транспортировку этих объемов, значит, он не блефует или блефует отчасти. Для сравнения: многострадальный Nabucco до сих пор не определился с поставщиком труб, а в Ашгабате уже проводят трубные тендеры.
Постановление о строительстве газопровода “Восток – Запад” протяженностью около 1000 км и пропускной способностью 30 млрд. куб. м в год президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов подписал еще 21 мая 2010 г. Новая труба должна связать компрессорные станции “Шатлык” в районе Довлетабада с Иолотанем и “Белек” на берегу Каспийского моря. Вести строительство, а соответственно и его финансировать, должен государственный концерн “Туркменгаз”. Сдать “Восток – Запад” в эксплуатацию предписано в середине 2015 г. Общую стоимость проекта оценивают как минимум в $2 млрд.
Строительство в прошлом году раскачивалось медленно и лишь после того, как прежний глава “Туркменгаза” был уволен за упущения в работе, процесс пошел. Сегодня начаты проектно-изыскательские работы на 320-километровом западном участке будущего трубопровода от Белека до Сердара и даже заложены в землю первые десятки километров труб, из тех, что оставались на складах страны. Тендеры на закупку новых трубных партий для магистрали “Восток – Запад” стартовали в 2011 г. Именно на этих торгах одержал победу украинский холдинг “Метинвест”, обязавшийся отгрузить туркменским заказчикам 150 тыс. т труб большого диаметра, необходимых на первом этапе строительства. Производить их будет Харцызский трубный завод, чьими ТБД выложены практически все нефтегазопроводы в Центральной Азии. Директор Метинвеста по продажам Дмитрий Николаенко убежден, что сентябрьский успех – только начало долгосрочного сотрудничества с «Туркменгазом» по проекту “Восток – Запад”. “Сейчас на этапе согласования дополнительный объем для второй очереди газопровода протяженностью 158 км”, – говорит он.
По предварительным оценкам, в целом для этого трубопровода понадобится порядка 850 тыс. т ТБД. Это примерно в 2,5 раза больше, чем завод в Харцызске произвел за весь 2010 г. – 308,89 тыс. т труб. А за первое полугодие 2011 г. завод выпустил 296,9 тыс. т продукции. И если такой темп будет выдержан, то результат к концу года получится рекордный – свыше 600 тыс. т.
Залогом такого рекорда как раз и стали центральноазиатские заказы. В первом полугодии ХТЗ выиграл тендер на поставку труб для газопровода Бейнеу – Бозой – Шимкент в Казахстане (общая протяженность – почти 1,5 тыс. км), теперь удача улыбнулась ему и в Туркменистане. Бейнеу – Бозой – Шимкент и “Восток – Запад” сегодня являются самыми крупными трубопроводными проектами в Центральной Азии из тех, что реально готовы к воплощению в жизнь. Кроме того, на региональных картах начерчено еще несколько маршрутов, нуждающихся в ТБД, но их реализация либо слишком растянута во времени (еще один казахский газопровод – “Север – Запад – Центр” – предполагается строить аж до 2028 г.), либо вызывает сомнения по политическим мотивам (газопровод Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия проектной длиной свыше 1,7 тыс. км).
С другой стороны, у ХТЗ есть немало резервов, чтобы вернуть себе статус гегемона на трубном рынке Центральной Азии. Во-первых, это несколько других трубных проектов. В их числе прокладка нефтепроводов Ескене – Курык и Кумколь – Караоин (3 нить) в Казахстане или газопроводов Газли – Каган и Янгиер – Ташкент в Узбекистане. Во-вторых, это уже давно напрашивающаяся реконструкция магистрального газопровода “Средняя Азия – Центр” (САЦ). Все идет к тому, что с 2011-2012 гг. восточное направление станет приоритетным в экспортной политике ХТЗ как минимум на несколько лет.
Еще в прошлом году в заводском трафике отгрузок за рубеж доля Центральной Азии еле достигала 10%. Но такой низкий уровень – скорее, досадное исключение. Ведь до кризиса, наоборот, случались годы, когда более половины труб большого диаметра завод отправлял именно в этот регион. Похоже, старые добрые времена возвращаются. Именно Центральной Азии сегодня выпала роль самого ценного клиента ХТЗ.
Российский рынок, конечно, более емкий, но пробиться туда с каждым годом труднее. Местное трубное лобби использует малейшие возможности, чтобы теснить импорт. На внутреннем же рынке сильно не разгуляешься. Он с трудом поглощает десятую часть труб, выпускаемых в Харцызске. Правда, целый ворох заказов обещает заводу модернизация украинской газотранспортной системы. Но обещаниями сыт не будешь. Пока не решен вопрос с финансированием ремонтных работ на отечественной ГТС, украинские трубники вынуждены искать клиентуру за рубежом. Преимущественно на знакомом и давно освоенном постсоветском пространстве.
Согласно оценкам инвесткомпании Altana Capital, на протяжении 2011-2016 гг. совокупный спрос на ТБД в Центральной Азии составит не менее 4 млн. т. Пик спроса ожидается в 2012-2014. И 15-20% этих потребностей может покрыть Харцызский трубный завод. То есть речь идет о рынке сбыта емкостью до 800 тыс. т труб, а при оптимистическом сценарии можно замахнуться и на миллионный таж. В денежном выражении это сулит по крайней мере $1 млрд. дохода, если исходить из нынешних экспортных цен на украинские ТБД – $1100-1200/т. Но Altana Capital прогнозирует, что они будут медленно, но верно дорожать.
В то же время ценовая политика – один из коронных козырей ХТЗ, помогающий выигрывать в конкурентной борьбе. Прежде всего, у российских соперников – пускай не на их поле, но за пределами России очень часто. Дело в том, что харцызские трубы при том же (а зачастую и лучшем) качестве на 15-20% дешевле. Этому есть два объяснения. С одной стороны, ХТЗ выводит в прайсах более привлекательные цены, чем российские трубные заводы. Владельцы же последних больше уповают на правительственные преференции. С другой стороны – ХТЗ надежно обеспечен собственным штрипсом (в рамках холдинга “Метинвест”), а вот его конкуренты в основном вынуждены искать трубную заготовку на стороне. Благодаря симбиозу двух этих факторов, Харцызский трубный завод имеет весьма высокие шансы и дальше покорять сердца центральноазиатских нефтегазовых баев.
И не только он. За ХТЗ, как за паровозиком, на подзабытые восточные рынки, вполне вероятно, потянутся и другие украинские компании: производители оборудования, сервисные, проектные организации. В частности, Сумское машиностроительное объединение им.Фрунзе практически не уходило из этого региона. А прокладка газопровода “Восток – Запад” способна принести ему свежие солидные заказы. Так, уже запланировано строительство трех новых компрессорных станций в рамках проекта – в Белеке, Сердаре и Гумдаге. До сих пор обустройство газопроводных КС в Туркменистане без участия фрунзенцев не проводилось.
Перечень компаний, потенциально способных присоединиться к постройке трубопровода “Восток – Запад” и других подобных инфраструктурных проектов в Центральной Азии, можно дополнить и «Запорожтрансформатором», АвтоКрАЗом, НПО “Заря-Машпроект” и др. Главное – держать руку на пульсе этого пробуждающегося рынка. (МинПром/Энергетика Украины, СНГ, мира)