Объявив в конце прошлой недели условия конкурса по продаже акций “Захидэнерго” и “Киевэнерго”, власти подтвердили свою решимость продать госпакеты энергокомпаний, дав понять, что заинтересованы не столько в получении значительных средств в бюджет, сколько в решении проблем, с которыми справиться не в состоянии. Эксперты одобряют эту стратегию, а инвесторы готовы играть на предложенных условиях.
Уверенности в том, что ситуация будет развиваться именно таким образом, не было до последнего времени. В середине сентября первый вице-премьер-министр Андрей Клюев озадачил инвесторов, заявив что торопиться с приватизацией в энергетической отрасли не стоит. Он объяснил это ухудшением ситуации на международных финансовых рынках, а также масштабностью готовящейся распродажи активов. Он отметил, что конкурсы по продаже тринадцати государственых пакетов акций облэнерго и генераций будут объявлены до конца года. Хотя ранее глава Фонда госимущества Украины (ФГИ) Александр Рябченко говорил, что произойдет это в августе-октябре. В течение 2011-2012 гг. правительство обещало приватизировать все четыре тепловые генерации и четырнадцать облэнерго, которые были переданы в управление НАК “Энергетическая компания Украины” (ЭКУ).
Впрочем, опасения оказались напрасными. 21 сентября были объявлены условия приватизации и начальная цена продажи 25% акций “Киевэнерго” и 45% акций “Захидэнерго”. Анализируя объявленные условия приватизации, можно прийти к выводу, что ухудшение ситуации на финансовых рынках является далеко не самым основным фактором, который учитывается в приватизационном процессе. За пакет акций “Киевэнерго” планируется выручить порядка 420 млн. грн. (порядка $50 млн.), за “Захидэнерго” – 1,9 млрд. грн. ($237,5 млн.). Такая внушительная цена не за целое предприятие, а лишь за долю в нем. Но какими бы значительными не были суммы, которые могут быть получены от продажи этих активов, их размер меркнет на фоне проблем этих компаний. По оценкам генерального директора ДТЭК (акционера “Захидэнерго” и “Киевэнерго”) Максима Тимченко, общий объем средств, необходимых для модернизации только тепловых сетей основного поставщика тепла и электроэнергии столицы в ближайшие пять-семь лет необходимо 12-15 млрд. грн. ($1,5-1,9 млрд.). По оценкам “Конкорд Капитала”, потребность в капитальных инвестициях “Захидэнерго” в следующие десять лет составит $1,071 млрд., что является самым высоким показателем среди электрогенерирующих компаний Украины.
Главной задачей правительства сегодня является не получение средств, а привлечение частного капитала к решению проблем энергетики. “Государство – и не только в Украине – показало, что оно гораздо менее эффективный собственник, чем частные компании, – говорит глава представительства Международной финансовой корпорации в Украине Елена Волошина. – Приватизация однозначно повысит эффективность генераций, улучшит макроэкономическую ситуацию в стране, поскольку улучшит экономику энергетики и повысит объемы оплаты налогов”.
Первый заместитель председателя Киевского городской государственной администрации Александр Мазурчак убежден, что приватизация поможет справиться с неразрешимыми для властей проблемами теплоснабжения столицы, увеличит энергетическую эффективность генерирующей компании, снизит объем вредных выбросов, сделает работу энергосети более стабильной. “Это позволит создать возможности для своевременных расчетов за газ. Насколько мне известно, региональные власти других украинских городов также выступают за скорейшую приватизацию генераций, которая позволит решить как экономические, так и экологические проблемы регионов”, – говорит Мазурчак.
Приватизация – пожалуй, единственный способ не допустить коллапса в энергетике. В ЭКУ заявляют, что в случае обычного поддержания работоспособности теплового энергетического оборудования только за счет ремонтов, без проведения широкомасштабной модернизации и строительства энергоблоков, к 2016 г. будут задействованы все резервные мощности тепловой генерации. Это означает, что в украинской энергосистеме не будет достаточного резерва мощностей, и в случае резкого роста потребления электроэнергии в самые холодные сутки зимнего периода могут начаться массовые отключения потребителей. По оценкам ЭКУ, общий объем инвестиций в тепловую генерацию до 2019 года должен составить $18-20 млрд., из которых до 70% необходимо направить на техническую реконструкцию и новое строительство, более 25% – на экологические мероприятия и около 5% – для выполнения условий интеграции Украины в Евросоюз.
Государство спешит с продажей активов, также исходя из своей стратегии обеспечения энергетической безопасности страны. В конце августа премьер-министр Николай Азаров заявил, что страна должна в три раза сократить закупки российского газа, заменив его углем. “У нас нет другого выхода – нужно переходить на то, что мы имеем (…) Уж если поставили задачу перейти, значит, мы ее реализуем”, – подчеркнул премьер.
Впрочем, выполнение поставленной правительством задачи – дело непростое. Многомиллиардные инвестиции, необходимые для того, чтобы угольная отрасль дала стране необходимое количество угля, напрямую зависят от того, будет ли на него спрос. Именно этим объясняется тот факт, что к потенциальным покупателям энергоактивов выдвигается требование обеспечения приобретенных тепловых генераций на 70% углем украинской добычи. Очевидно, чтобы не было соблазна ввозить его из-за рубежа, а не поддерживать украинские шахты. Сегодня капиталовложения в угольную отрасль падают. Износ основных фондов угольных предприятий достигает 80%. Вместо 200 млн. т угля, которые добывались на украинских шахтах до 1991 г., сегодня ежегодно добывается около 80 млн. т. Увеличить объем добычи к 2030 г. планируется до 115 млн. т за счет привлечения частных инвестиций. Логика понятна – в 2010 г. 28 частных шахт добыли 37 млн. т угля, а 113 государственных – 38,5 млн. т.
Немаловажен и экологический аспект. Объем углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу при сжигании угля, на 70% выше, чем от использования газа. В то же время вступивший недавно в силу закон о стратегии государственного развития экологической политики до 2020 года предусматривает, что объем выбросов двуокиси углерода будет снижен путем использования источников с низким уровнем выбросов двуокиси углерода на 10% к 2015 г. и на 20% к 2020 г. Так что переход на уголь невозможен без проведения модернизации в тепловом и энергетическом хозяйстве страны, которая бы позволила снизить количество вредных выбросов в атмосферу.
Реализация правительственных планов напрямую зависит от того, кем окажутся покупатели пакетов госпакетов акций. Будут ли это перекупщики, или же удастся привлечь стратегических инвесторов, способных вложить необходимые средства?
Пока борьба за эти активы обещает быть жаркой. Уже сейчас понятно, что в конкурсах могут принять участие ДТЭК, структуры Константина Григоришина и группы “Приват”. Среди зарубежных инвесторов называют “Газпромэнерго”, крупнейшего производителя электроэнергии в Европе – немецкую RWE и итальянскую Enel. (Укррудпром/Энергетика Украины, СНГ, мира)