Сжиженный углеводородный газ (СУГ, LPG) всегда считался вторичным моторным топливом, которое находилось в тени традиционных нефтепродуктов и массово используемого в промышленности природного газа – метана. Видимо, поэтому нередко LPG то и дело путают с LNG – компримированным (сжатым) природным газом, комплексом по перевалке которого украинское правительство пытается пугать Кремль. “Забитость” данного рынка подчеркнута и тем, что Госкомстат “видит” всего 30-35% от объема его реальных продаж через розничную сеть. А сколько вообще в стране точек реализации этого продукта – не знает, наверное, никто.
Но, несмотря на кажущуюся периферийность, “пропан-бутановая” отрасль крайне интересна и перспективна. В то время, когда рынок природного газа монополизирован и зарегулирован государством, а рынок бензина и дизтоплива стагнирует под давлением высоких мировых цен на нефть, сегмент сжиженного газа развивается завидными темпами, и именно здесь происходят основные новые открытия и бьется пульс развития.
Об уровне интереса к рынку сжиженного углеводородного газа красноречиво говорит статистика Второй международной конференции LPG Ukraine 2011, состоявшейся в Киеве: в одном зале собралось более 160 делегатов из 18 стран. Наряду с представителями компаний из стран СНГ и Восточной Европы в украинскую столицу прибыли участники из таких стран, как, например, Пакистан, которых не остановили ни расстояние, ни трудности визового режима.
Последние три года стали периодом коренных перемен рынка сжиженного газа. Еще в 2008 г. его производство в Украине перекрывало потребление. Более того, часть объемов шла на экспорт в Польшу. В 2009 г. произошел перелом – спрос впервые превысил объемы производства, и рынок начал “всасывать” недостающие ресурсы из-за границы. В том же 2009 г. на импорт пришлось 17% от общего потребления сжиженного газа, а уже в 2010 г. растущий спрос простимулировал рост этой доли до 25%. По прогнозам “Консалтинговой группы А-95”, по итогам нынешнего года импорт этого продукта достигнет трети потребления.
К сожалению, дело не только в росте потребления. Добыча нефти и природного газа, из которых извлекают пропан-бутановую фракцию, в Украине сокращается, переработка нефти – второй источник появления сжиженного газа – также демонстрирует неутешительные результаты. На фоне растущего спроса на газ это приводит к неизбежному росту импортных поставок.
Уверенные темпы роста потребления позволяли прогнозировать, что в текущем году Украина освоит 1 млн. т LPG. Эта круглая цифра должна была гарантировать нам бронзу в европейском зачете по потреблению данного энергоресурса – больше сжигают только Польша и Турция. Однако сегодня уже видно, что взятие этой планки откладывается. Три квартала показывают, что, скорее всего, в этом году мы будем довольствоваться прошлогодним результатом – 800-810 тыс. т.
Причина срыва прогнозов одна – это дороговизна газа. Неписанное золотое правило этого рынка гласит, что стоимость пропан-бутана на заправке не должна превышать 55% от цены бензина А-95 (есть мнение, что и А-92). В этом случае автолюбителям, на которых приходится около 75% всего потребления газа в Украине, будет интересен газ как топливо. Но самое главное: такое соотношение позволяет сроку окупаемости газобаллонного оборудования оставаться на приемлемом уровне – до года, а значит, влечет за собой появление новых потребителей.
Проблема дороговизны уже поставила на колени рынок автомобильного метана вследствие резкого подорожания природного газа в 2009 г. после известных событий (тогда цена метана достигла уровня пропан-бутана при намного большей стоимости газобаллонного оборудования и прочих потребительских аспектах не в пользу метана).
В Украине указанное соотношение цен газа и высокооктанового бензина держалось в текущем году лишь в марте-июле. Как и в Европе, к снижению привлекательности газа привело повышенное внимание к нему со стороны государства. С начала года газ стал подакцизным товаром, что само по себе привело к повышению цен на него.
Но основной причиной роста цен на газ участники рынка называют пристальный интерес к этому ресурсу со стороны таможни. С июля введена практика отбора проб с импортных партий газа с целью проведения анализа качества ввозимого продукта, что, в свою очередь (как говорят таможенники), призвано помочь в установлении объективной таможенной стоимости, от которой, как известно, зависит размер начисляемого НДС.
Проблема же в том, что дефицит лабораторного оборудования у таможенных органов приводит к значительным задержкам газа на границе и росту его себестоимости из-за простоев. “Мы бы хотели более четких правил оформления газа, нынешние процедуры делают поставки в Украину невыгодными из-за задержек цистерн на границе”, – так завершил выступление на конференции LPG Ukraine 2011 Андрей Федорович, начальник управления обеспечения углеводородным сырьем и реализации продукции компании “Белоруснефть”.
Присутствовавший в зале заместитель начальника таможенного поста Киевской региональной таможни Руслан Кузьменко рассказал, что таможня о проблеме знает и работает в этом направлении. Согласно его данным, из 36,2 тыс. т газа, растаможенного в июне-июле, стоимость 21,6 тыс. т пришлось корректировать в результате полученных анализов проб. “Уже в августе-сентябре из 50,3 тыс. т корректировке подверглось лишь 20,3 тыс. т, что говорит о снижении доли “проблемных” контрагентов, – отметил Р. Кузьменко. – Если такая положительная динамика сохранится, то отбор проб в будущем можно будет либо упростить, либо отказаться от него”.
Необходимо отметить, что проблема определения корректной таможенной стоимости является камнем преткновения, наверное, по всем группам товаров. Без диктофона таможенники в Киеве и регионах говорят, что иного выхода нет, ведь правительство требует увеличения сбора налогов. И им ничего не остается, как максимально “отжимать” субъектов внешнеэкономической деятельности. Издержками этого процесса наполнения казны является рост цен для потребителей.
К слову, в таможенной проблематике мы не одиноки. “Определение объективной, рыночной цены газа – крайне трудная задача, – сказал в кулуарах LPG Ukraine 2011 представитель крупной международной трейдинговой компании. – Котировки большинства европейских базисов не отображают реальную цену этого ресурса. Это, скажем так, некий ориентир, который иногда может свидетельствовать об общих тенденциях рынка. Публикуемая цена крайне редко подкреплена реальными объемами”.
Остро стоит этот вопрос в Казахстане – крупнейшем производителе энергоресурсов. По словам директора по маркетингу и коммерции казахстанской компании “LPG Дистрибьюшн” Константина Талыспаева, в последнее время правительство республики усиленно ищет методы установления реальной стоимости энергоресурсов с целью сбора максимального объема налогов. Уже есть понимание обязательной регистрации всех экспортных сделок на бирже начиная со следующего года (сегодня эта норма применяется не ко всем контрактам). Другим законом, который, правда, пока касается светлых нефтепродуктов, круг участников рынка ограничивается лишь владельцами нефтебаз. Это решение поможет убрать с рынка посредников, зачастую накручивающих цену.
Своеобразно решают вопрос ценообразования на пропан-бутан россияне. По словам Ивана Галактионова, главного эксперта управления маркетинга дирекции углеводородного сырья “Сибура”, компания постепенно привязывает цену газа на внутреннем рынке к стоимости бензина А-92 (самый популярный продукт в России). “Сейчас на такую формулу переведено около 15% контрактов, в будущем мы намерены нарастить их количество”, – сказал в кулуарах представитель крупнейшего производителя сжиженного газа в РФ. Возможно, такие индикативы были бы не лишними и в работе украинской таможни.
Каким бы ни был рост внутреннего рынка LPG, интерес казахских и российских компаний к Украине в немалой степени продиктован другим аспектом – транзитными возможностями нашей страны. По данным “Консалтинговой группы А-95”, за десять месяцев через территорию Украины было транспортировано более 2 млн. т сжиженного газа, из которых свыше 60% пришлось на российские объемы, а 35% – на казахстанские. Важность этого направления работы рынка была подчеркнута не только большим числом делегаций российских и казахских компаний на LPG Ukraine 2011, но и фактически полным представительством украинских перевалочных комплексов.
В сфере транзита центральным событием уходящего года стало открытие компанией “Петро Карбо Хем Мукачево” современного перевалочного комплекса в Закарпатье. Уникальный с многих точек зрения терминал при полной загрузке способен нарастить “пропан-бутановый” транзит страны на 20% (мощность по газу около 500 тыс. т, еще 300 тыс. т приходится на нефтехимическую продукцию). Есть основания считать, что с вводом в эксплуатацию мукачевского объекта вопрос достаточности сухопутных мощностей в Украине будет решен на ближайшие несколько лет. Ведь в регионе также действует мощнейший на сегодняшний день по фактическим объемам перевалки комплекс компании “Надежда” и небольшой терминал “Карпаты”. Несмотря на это, приходится слышать разговоры о том, что некоторые компании вынашивают планы строительства новых терминалов по перевалке газа с СНГ-колеи на еврорельсы. Аналогичная информация доносится и с той стороны границы, и если новые терминалы появятся, это, конечно, доставит серьезный дискомфорт владельцам украинских перевалок.
Совершенно другое дело – морской маршрут, где чувствуется острый спрос на сжиженный газ и на услуги по перевалке. “Наши мощности сейчас загружены на 100%, и пока нет оснований ожидать снижения спроса на услуги морской перевалки”, – считает Сергей Сенчик, директор компании “ТЭС-Терминал” (одна из трех перевалок в Керчи).
Руководителю керченской перевалки вторят ресурсодержатели, утверждающие, что спрос со стороны Турции и других стран Средиземноморья признаков снижения не подает. Это обуславливает бурную деятельность по возведению новых и увеличению мощности существующих комплексов. На финишной прямой находится строительство еще одной, уже третьей, перевалки в Керчи. Поговаривают, что этим дело в Крыму не ограничится. Почти вдвое – до 15 тыс. т – увеличен резервуарный парк в Одесском порту, где расположен сегодняшний лидер по объемам транзита – комплекс “Укрлоудсистем”, принадлежащий группе “Приват”. Есть информация, что приватовцы всерьез озабочены активностью конкурентов в Крыму и пытаются противодействовать появлению новых объектов на море. Но растущей конкуренции вряд ли удастся избежать, поэтому по мере ввода в эксплуатацию новых мощностей можно ожидать тарифных войн, к большому удовольствию ресурсодержателей.
В остальном остается надеяться на благоразумие чиновников, которые, в отличие от бизнеса, тарифы обычно двигают в одном направлении – вверх. Здесь стоит привести в качестве примера то, как угробили нефтетранзит через Феодосию, отказавшись одно время от гибкости в железнодорожных тарифах. Спустя несколько лет ошибку постарались исправить, но поток нашел себе новый путь, и вернуть его оказалось невозможно.
От политики властей зависит и потребительский рынок – основной драйвер роста отрасли. Если сфера газовых автозаправок полностью находится в частных руках и может похвастаться высоким техническим прогрессом, то инфраструктурное наследие СССР, использующееся облгазами для заправки бытовых баллонов, просто трещит по швам. Напомним, что государство устанавливает как оптовую цену реализации пропан-бутана облгазам, так и розничную цену баллона. В итоге ни о каком обновлении технической базы и транспорта не может быть и речи. А потребитель в результате зачастую не может оценить ту заботу государства в виде низких цен на сжиженный газ госкомпаний, которая, как ни странно, в данном случае реально присутствует.
В сфере бытового потребления сжиженного газа главной проблемой остается устаревшая нормативная база, которая фактически ограничивает круг операторов по заправке и реализации бытовых баллонов облгазами. Между тем в некоторых странах Европы газовый баллон можно приобрести или обменять в буквальном смысле в каждой булочной.
Обсуждая проблемы сферы бытового потребления газа, участники конференции пришли к консолидированному мнению о том, что эта отрасль нуждается в государственной дерегуляции. Заботу о населении в виде льготных цен на сжиженный газ необходимо монетизировать, а бытовые баллоны – допустить к продаже на АЗС. В итоге коммерческие предприятия получат новый мощный и, что важно, легальный канал продаж, а облгазы, большинство из которых уже частные, – возможность продавать газ по рыночной цене, получая прибыль. Разумеется, при этом не стоит забывать о требованиях к безопасности.
Таким образом, сегодня государство может исключительно законодательно-нормативными механизмами стимулировать увеличение потребления сжиженного газа, более экологичного и отчасти альтернативного традиционным нефтепродуктам топлива, убеждены участники форума.
А расти есть куда. Рядом Литва, в которой, по словам директора компании Saurida Саулюса Ранцаса, на 283 тыс. т бензинов приходится 195 тыс. т газа – более 40%. В свою очередь, как сообщил представитель концерна “Орлен Летува” Томаш Абрамовичюс, в Польше этот показатель составляет 33%. В Украине пропан-бутан занимает чуть более 15% от объемов потребления бензина, поэтому потенциал увеличения потребления более чем внушительный.
Европейские эксперты вторят: будущее сжиженного газа – в руках политиков. “Трудно сказать, сколько в перспективе может потребить та или иная страна, – говорит президент Европейской ассоциации сжиженного газа Ален де Грев. – Ситуация всегда меняется, но в итоге все зависит от властей, а именно: от фискальной политики и технического регулирования”. Впрочем, по его словам, даже уровень развитых газовых рынков Польши и Литвы – не предел для Украины, поскольку экономные украинцы смотрят сначала на сжиженный газ, а уже потом по-европейски на дизельное топливо. (Зеркало недели/Энергетика Украины, СНГ, мира)