В 2010 г. глобальные инвестиции в “чистую” энергетику резко увеличились к уровню предыдущего года и достигли $243 млрд., при этом наибольший приток финансовых средств был зафиксирован в таких секторах ВИЭ, как энергия ветра, солнца и биомасса (биотопливо), на долю которых приходилось более половины указанных капиталовложений ($127,8 млрд.).
Глобальные инвестиции в низкоуглеродную энергетику
I | II | |
2004 г. | 52 | … |
2005 г. | 76 | 48 |
2006 г. | 113 | 48 |
2007 г. | 151 | 34 |
2008 г. | 180 | 19 |
2009 г. | 186 | 4 |
2010 г. | 243 | 30 |
Примечание. I – суммарные капиталовложения, включая инвестиции в секторы ВИЭ, энергоэффективности, интеллектуальных сетей, сбора и хранения СО2 и соответствующую инфраструктуру, без учета атомной энергетики, отопительных установок на базе ВИЭ, станций комбинированного цикла, солнечных коллекторов горячего водоснабжения, млрд. долл.; II – темпы прироста к уровню предыдущего года, %.
Источник: “Bloomberg New Energy Finance”.
В указанном году в региональной структуре данных инвестиций преобладали капиталовложения стран Европы, Ближнего и Среднего Востока и Африки ($94,4 млрд.); государства Азии и Океании по данному показателю оставались на втором месте с результатом в $82,8 млрд. Из них более половины приходилось на Китай ($54,5 млрд. с учетом реинвестирования), который обеспечил примерно половину мирового выпуска солнечных батарей, являлся одним из крупнейших производителей ветроэнергетического оборудования (до 50% глобальных поставок) и лидировал по суммарной установленной мощности новых ветротурбин (17 МВт, примерно 50% суммарной мощности новых ветроагрегатов, введенных в эксплуатацию в 2010 г.).
Региональные инвестиции в низкоуглеродную энергетику, $ млрд.
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Европа, Ближний и Средний Восток и Африка | 61,9 | 70,2 | 75,5 | 94,4 |
Северная и Южная Америка | 47,7 | 59,4 | 48,6 | 65,8 |
Азия и Океания | 41,2 | 50,5 | 62,4 | 82,8 |
Примечание. Включают частные и государственные капиталовложения в сектор “R and D”, без учета операций по приобретению. Источник: “Bloomberg New Energy Finance”.
В 2010 г. в страновом разрезе мировым лидером по объему инвестиций в “чистую” энергетику оставался Китай, доля которого в глобальных капиталовложениях достигла 37% ($47,3 млрд., за ним с большим отрывом следовали такие страны, как (доля в мировых инвестициях, %; сумма капиталовложений, млрд. $): США (16; 20,7), Бразилия (5; 6,9), ФРГ (5; 6,2), Италия (4; 4,8), Испания (4; 4,6).
Мировые ведущие компании сектора низкоуглеродной энергетики в 2010 г.
I | II | III | IV | V | VI |
Xinjiang Goldwind Science and Technology Co Ltd. | Китай | Ветроэнергетика | 1,054 | IPO | Hong Kong Stock Exchange (HKEX) |
China Datang Renewable Power Corp. Co Ltd. | Гонконг | Ветроэнергетика | 682 | IPO | Hong Kong Stock Exchange (HKEX) |
Renewable Energy Corp. ASA | Норвегия | Солнечная энергетика | 675 | Exercise of Warrants/Rights/Options | Oslo Stock Exchange (Oslo Bors) |
Sanan Optoelectronics Co Ltd. | Китай | Солнечная энергетика | 456 | Private Investment in Public Equity (PIPE) | Shanghai Stock Exchange |
China Suntien Green Energy Corp. Ltd. | Китай | Ветроэнергетика | 425 | IPO | Hong Kong Stock Exchange (HKEX) |
Shanghai Chaori Solar Energy Science and Technology Co Ltd. | Китай | Солнечная энергетика | 358 | IPO | Shenzhen Stock Exchange |
China Ming Yang Wind Power Group Ltd. | Китай | Ветроэнергетика | 350 | IPO | New York Stock Exchange (NYSE) |
Cosan SA Industria e Comercio | Бразилия | Биотопливная промышленность | 302 | Exercise of Warrants/Rights/ Options | Sao Paulo (BOVESPA) |
China High Speed Transmission Equipment Group Co Ltd. | Гонконг | Ветроэнергетика | 291 | Private Investment in Public Equity (PIPE) | Hong Kong Stock Exchange (HKEX) |
Risen Energy Co Ltd. | Китай | Солнечная энергетика | 280 | IPO | Shenzhen Stock Exchange |
Примечание. I – наименование компании; II – место нахождения головного офиса; III – сфера деятельности; IV – капитализация, млн. $; V – вид публичного размещения акций; VI – наименование биржи размещения акций. Источник: “Bloomberg New Energy Finance”.
В 2009-2013 гг. на развитие “чистой” энергетики, в первую очередь с целью стимулирования развития национальной экономики, ряд стран предполагает направить беспрецедентную сумму в $194,3 млрд. (в виде субсидий и иных форм государственной поддержки), из них основная часть ($65,1 млрд.) будет приходиться на США. В 2010 г. в мировом рейтинге по данному показателю ведущие позиции занимали: Китай – $46,1 млрд., Республика Корея – $32,2 млрд., ФРГ – $15,2 млрд., Япония – $10,4 млрд., Австралия – $3,7 млрд., Великобритания – $3,4 млрд., Бразилия – $2,5 млрд., Франция – $2,1 млрд., Испания – $1,7 млрд., Канада – $0,8 млрд. Следует отметить, что около 3/4 намеченной суммы было израсходовано в 2010-2011 гг., а в краткосрочной перспективе, по оценке “Bloomberg”, скорость освоения данных средств значительно замедлится (в 2012 г. – 11%, 2013 г. – остальные 9,7%) ввиду окончания сроков реализации большинства проектов, которые были рассчитаны на 2-3 года.
В конце 2000-х годов в период нестабильности мировой экономики интерес частных инвесторов к данному сектору энергетики стал ослабевать, и это способствовало увеличению притока финансовых средств со стороны многонациональных банков развития (“MDBs”), которые начали переходить на новые бизнес-модели путем расширения числа операций рефинансирования других кредитных организаций в стратегически важных (для конкретной национальной экономики) сферах. В 2010 г. в мире с помощью “MDBs” в низкоуглеродную энергетику было привлечено $13,3 млрд., то есть почти в 3 раза больше, чем в 2007 г. ($4,5 млрд.). В данном финансовом сегменте лидером является Китай; в 2008-2010 гг. национальный “China Development Bank” выделил более $36 млрд. низкодоходных кредитов на развитие соответствующих проектов в КНР, а также странах Африки и Латинской Америки (Бразилии) с целью создания благоприятных условий для своих компаний и расширения ими региональных рыночных ниш.
Что касается венчурного и частного капитала, то в 2010 г. в данном секторе наибольшую активность проявили инвесторы США (около $6 трлн., 68% соответствующих мировых инвестиций). Аналогичные показатели для других ведущих стран соответствующего рейтинга выглядели достаточно скромно (млрд. $; доля в глобальных венчурных капиталовложениях, %): Великобритания – 0,4; 4, Китай – 0,3; 3, Бразилия – 0,3; 3, Аргентина – 0,2; 3, Чили – 0,2; 3. Остальные государства мира инвестировали $1,4 млрд., что составило 16% общих высокорискованных капиталовложений. Следует отметить, что подобное финансирование данного сегмента энергетики, как правило, ассоциируется с инновационными компаниями (стартапами, растущими предприятиями и т. д.).
В России, по данным Министерства энергетики РФ, до недавнего времени по целому ряду причин, прежде всего, из-за значительных запасов традиционного энергетического сырья, вопросам развития использования возобновляемых источников энергии в энергетической политике страны уделялось сравнительно мало внимания. В последние годы ситуация стала заметно меняться. Необходимость борьбы за лучшую экологию, новые возможности повышения качества жизни людей, участие в мировом развитии прогрессивных технологий, стремление повысить энергоэффективность экономического развития, логика международного сотрудничества – эти и другие соображения способствовали активизации национальных усилий по созданию более “зеленой” энергетики, движению к низкоуглеродной экономике.
В настоящее время в РФ объем технически доступных ресурсов возобновляемых источников энергии составляет не менее 24 млрд. т у. т. Доля электроэнергии, вырабатываемой в России с использованием возобновляемых источников, в 2008 г. составила около 1% без учета ГЭС мощностью более 25 МВт, а с учетом указанных объектов генерации – не менее 17%. Удельный вес производства тепловой энергии, произведенной на базе ВИЭ, находился на уровне 3% (примерно 2 млрд. Гкал).
За несколько лет до кризиса в стране началось создание нормативно-правовой базы в сфере ВИЭ (поправки к Федеральному закону “Об электроэнергетике”, “Правила квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования ВИЭ” и др.). В рамках совершенствования законодательной базы был разработан и внесен на рассмотрение в Государственную Думу проект Федерального закона “Об использовании альтернативных видов моторного топлива”, предусматривающий меры по поддержке развития производства альтернативных видов моторного топлива. В рамках разрабатываемого проекта Федерального закона “О теплоснабжении” предусматриваются меры по развитию ВИЭ в сфере теплоснабжения.
В настоящее время для совершенствования нормативной базы использования ВИЭ предусматривается:
усовершенствовать систему целевых показателей и обеспечить совершенствование государственной статистической отчетности;
разработать и регулярно уточнять схему размещения генерирующих объектов электроэнергетики на основе использования ВИЭ;
обеспечить разработку и реализацию мер по привлечению внебюджетных инвестиций для сооружения новых и реконструкции действующих генерирующих объектов, использующих ВИЭ, включая законодательно определенную меру (“ФЗ-35”) – предоставление субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения к электрическим сетям квалифицированных генерирующих объектов на базе ВИЭ;
разработать комплекс мер по содействию развития малых предприятий, функционирующих на рынке энергетического сервиса в сфере электроэнергетики на основе использования ВИЭ.
С целью выравнивания конкурентных условий для производителей электроэнергии на основе использования ВИЭ и ископаемых видов органического топлива предусматривается:
установить и регулярно уточнять размеры и сроки действия надбавки, прибавляемой к равновесной цене оптового рынка на электрическую энергию для определения цены на электрическую энергию, произведенную на основе использования ВИЭ;
установить обязанность по приобретению покупателями электрической энергии, произведенной на основе использования ВИЭ;
реализовать меры по совершенствованию правового режима использования природных ресурсов для сооружения и эксплуатации электрогенерирующих объектов на основе использования ВИЭ;
использовать механизмы дополнительной поддержки возобновляемой энергетики;
разработать комплекс нормативно-правовых документов по внедрению мер поддержки ВИЭ, в первую очередь надбавки, в механизмы функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии (включая регионы, не объединенные в ценовые зоны оптового рынка), а также по их применению в изолированных энергозонах.
В сфере совершенствования инфраструктурного обеспечения развития производства электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии предусматривается обеспечить:
повышение эффективности научного и технологического обслуживания развития возобновляемой энергетики;
рациональное использование потенциала отечественной промышленности;
создание и развитие доступной информационной среды;
подготовку специалистов, а также разработку системы нормативно-технической и методической документации по проектированию, строительству и эксплуатации генерирующих объектов;
содействие созданию системы стимулирования потребителей электрической энергии.
Министерство энергетики РФ планирует, что в России доля ВИЭ в производстве электроэнергии (без учета ГЭС мощностью более 25 МВт) будет расширена к 2015 г. до 2,5%, а к 2020 г. – до 4,5%, т. е. примерно до 80 млрд. кВт-ч (в настоящее время – 8,5 млрд. кВт-ч).
В соответствии с прогнозными оценками структура генерирующих мощностей до 2020 г. будет изменяться следующим образом:
гидроэлектростанции – с 47 млн. (20,6%) до 57 – 59 млн. кВт (18,3 – 19,7%), атомные электростанции – с 24 млн. (10,5%) до 35 – 41 млн. кВт (12,1 – 12,9%), ВИЭ-электростанции (без учета крупных ГЭС) – с 2,2 млн. до 25,3 млн. кВт;
в структуре потребления топлива ТЭС будет снижаться доля газа с 69% в 2008 г. до 61 – 66% в 2020 г. при интенсивном росте доли угля от 26,2% до 30 – 35% соответственно, при этом абсолютный объем потребления газа увеличится примерно на 10%, а угля – в 1,35 – 1,75 раза.
Производство электрической энергии с использованием ГЭС мощностью более 25 МВт может вырасти со 168 млрд. кВт-ч в 2010 г. до 284 млрд. кВт-ч в 2020 г., а выработка тепловой энергии на базе ВИЭ – с 63 млн. Гкал в 2010 г. до 121 млн. Гкал в 2020 г.
Для решения намеченных масштабных задач потребуются значительные капиталовложения. Для их привлечения Министерство энергетики намерено обеспечить устойчивое развитие электроэнергетики, придерживаться политики, направленной на развитие энергосбережения, а также направлять капиталовложения во все сферы электроэнергетики с одновременным усилением государственного контроля над эффективностью инвестиций, особенно в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Основой инвестиционной политики министерства является содействие привлечению инвестиций путем формирования благоприятного инвестиционного климата, создания стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов). Кроме того, в настоящее время Минэнерго России поддерживает и в дальнейшем будет способствовать использованию инновационных инструментов привлечения инвестиций, обеспечению экономического стимулирования внедрения новых высокоэффективных технологий в электроэнергетике, в том числе в целях развития малой и нетрадиционной энергетики. В результате государственной инвестиционной политики в сфере развития единой национальной (общероссийской) электрической сети предполагается повысить эффективность электроэнергетики, устранить технологические ограничения перетока электрической энергии и увеличить пропускную способность электрических сетей для обеспечения выдачи мощностей электростанциями. В этих целях специализированной рабочей группой при Минэнерго производится систематический контроль реализации инвестиционных программ субъектами электроэнергетики. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)