После списания газовых долгов предприятиям коммунальной энергетики правительство грозит им принудительным переводом на использование угля. Сами же коммунальщики уже успели обзавестись новыми долгами.
Изменения в Закон о “О тепловой энергии”, вступившие в силу в январе, позволят поставщикам газа ограничивать подачу топлива должникам. Снижать давление в газопроводе теперь можно будет до “технологического минимума”. Пока законодатели не конкретизировали понятие “технологический минимум” газа – значение этого, теперь уже юридического, термина предстоит определить Министерству энергетики и угольной промышленности. Эксперты предполагают, что речь идет о количестве газа, необходимом для поддержания котелен и ТЭЦ в рабочем состоянии.
После ликвидации в ноябре прошлого года компании “Газ Украины” основным продавцом газа для котельных и ТЭЦ является НАК “Нафтогаз Украины”. Топливо от магистральных трубопроводов «Укртрансгаза» поставляют региональные компании – облгазы. На них и будет возложена миссия ограничения поставок недисциплинированным плательщикам по требованию «Нафтогаза». “Теперь «Нафтогаз» сможет на законных основаниях снижать давление газа в трубе, но какие-то объемы все равно придется давать, чтобы системы подогрева воды не вышли из строя”, – отметил эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук. Он напомнил, что раньше попытки госкомпании сокращать объемы поставок топлива должникам наталкивались на силовое противодействие с участием милиции и на прокурорские протесты и предписания, обязывавшие немедленно возобновить поставки должникам.
Чтобы не спровоцировать социальные волнения, продавцы газа, скорее в целях психологического давления, начинали отключать коммунальщиков летом. Но изменить ситуацию с оплатой топлива кратковременные отключения не могли. “Единственный способом заставить должника платить – отключать газ. Хотя здесь присутствует политический момент отношений власти с избирателями, который существенно влияет на экономику”, – считает Ю. Корольчук. Прежде чем позволить отключать газ предприятиям тепловой коммунальной энергетики, власти списали многомиллиардные задолженности во всей системе расчетов: от НАК “Нафтогаз Украины” до котелен и ТЭЦ. Решение было принято в мае 2011 г. Больше всего от этого списания выиграли облгазы, но и коммунальщики вздохнули с облегчением. Ведь их освободили от уплаты долгов за газ, накопленных до 2011 г., которые в отрасли составили около 10 млрд. грн.
Ю. Корольчук считает, что решение о списании может оказать развращающее действие на предприятия ТКЭ. “Большую часть этих долгов компании уже собрали. И тут им дали возможность не платить за газ. Теперь эти деньги уже потрачены и далеко не всегда – на необходимое для компаний оборудование”, – утверждает он. И уже в 2011 г. начали накапливаться новые обязательства перед поставщиками топлива. “У нас только за прошлый год возник долг за газ в 30 млн. грн.”, – сокрушается Валерий Гордийчук, директор предприятия “Тепловодэнергия” (Каменец-Подольский, Хмельницкая обл.). Ведь система формирования тарифов пока не поменялась. Общая для всех предприятий причина появления новых долгов – заниженные тарифы на тепло, которые во многих городах Украины не покрывают расходов на его производство. С 2010 г. до середины 2011 г. их определяла Национальная комиссия регулирования электроэнергетики, а ранее – местные власти. С 4 квартала 2011 г. на рынке появился новый центральный орган – Национальная комиссия регулирования в сфере коммунальных услуг.
Но в большинстве городов страны тарифы для производителей тепла утверждены местными властями. “Для нашего предприятия тарифы были установлены еще в 2009 г.”, – говорит В. Гордийчук. До 2010 г. местные органы власти повсеместно устанавливали заниженные тарифы из политических соображений – в борьбе за благосклонность избирателей. В себестоимости тепла доля топлива составляет 55-70% в зависимости от региона и категории потребителей. Разницу между действующим тарифом и уровнем рентабельности должен оплачивать местный совет из своего бюджета либо госбюджет – в случае, если его определил центральный регуляторный орган. Но и местные бюджеты получают необходимые средства для перечисления предприятиям ТКЭ из госбюджета. А происходит это со значительными задержками. И хотя в большинстве регионов потребители почти на 100% рассчитываются за потребленное тепло, теплоэнергетики быстро обрастают новыми долгами.
Еще один источник долгов перед поставщиками газа – экономически необоснованная цена природного газа, заложенная в тарифах на тепло. Сегодня 1 тыс. куб. м газа для предприятий ТКЭ стоит 3200 грн., а в тарифах предусмотрены 1300 грн. Разницу должен компенсировать госбюджет, который, как правило, осуществляет платежи нерегулярно. “Чтобы ситуация начала кардинально меняться, необходима стратегия развития отрасли. Министерство уже не первый год занимается ее разработкой, но результата пока нет. Без понимания, куда мы идем, не дадут эффекта ни списание долгов, ни право на ограничение поставки газа должникам”, – убежден заместитель председателя парламентского комитета по вопросам строительства, градостроительства, ЖКХ и региональной политики Игорь Лысов. По его мнению, работа Нацкомиссии по регулированию в сфере коммунальных услуг может содействовать установлению прозрачных тарифов. “Это повысит ответственность местных властей и предприятий ТКЭ”, – убежден парламентарий.
Пока же идеи правительства по реформированию коммунальной энергетики ограничиваются предложениями приватизировать ТЭЦ и перевести с газа на уголь. Такую идею в начале года озвучил министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко. Некоторые теплоэлектроцентрали, ранее сданные в долгосрочную аренду, уже работают на угле. Это происходит там, где такая технология изначально была предусмотрена проектировщиками. В Каменец-Подольском в составе городского предприятия по тепловодоснабжению ТЭЦ работает на природном газе. По словам В. Гордийчука, перевести ее на уголь обойдется в несколько десятков миллионов гривен. “Гораздо рациональнее пустить деньги на повышение коэффициента полезного действия (КПД) существующих установок”, – считает он. По его словам, сегодня «Тепловодэнергия» занимается переходом на комбинированное производство тепла и электроэнергии на когенерационных установках, КПД которых превышает 90%.
По единодушному мнению экспертов, разрешенные законодательством ограничения поставок газа действовать не будут. Пока стоят морозы, отключать газ никто не решится из-за угрозы техногенных катастроф. Но и с наступлением весны едва ли власти позволят существенно снижать температуру на социально значимых объектах в виду приближающихся парламентских выборов. (МинПром/Энергетика Украины, СНГ, мира)