Германия традиционно входит в число экономик, в которых уделяется повышенное внимание развитию отраслевой и фундаментальной науки в энергетике и смежных отраслях, причем как со стороны государства, так и частного сектора. В 2009 г. в рейтинге 10 ведущих стран по объему инвестиций в НИОКР энергетического сектора ФРГ занимала 5-е место после США, Японии, Франции и Канады.
Расходы на НИОКР в сфере энергетики в ведущих странах, млн. евро
2001 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
США | 2596,3 | 2547,5 | 3176,7 | 3374,9 | 7481,6 | 3599,8 |
Япония | 3351,7 | 3472,8 | 3354,0 | 3366,0 | 3142,3 | 3042,8 |
Франция | 518,7 | 881,8 | 897,9 | 930,5 | 1029,6 | … |
Канада | 265,3 | 480,0 | 486,1 | 502,7 | 760,4 | 869,7 |
ФРГ | 322,0 | 416,2 | 427,9 | 487,8 | 601,8 | 609,9 |
Великобритания | 45,0 | 149,6 | 179,9 | 194,3 | 325,1 | 554,2 |
Италия | 348,4 | 393,5 | 374,6 | 389,8 | 352,5 | 313,0 |
Нидерланды | 187,6 | 141,1 | 215,8 | 149,9 | 211,0 | … |
Швеция | 137,5 | 127,2 | 129,7 | 145,5 | 154,7 | 154,9 |
Дания | 53,7 | 88,1 | 106,8 | 88,0 | 105,2 | 142,0 |
Источники: “European Commission”, “BMWi”, “IEA”.
По опубликованным в начале 2012 г. данным национальной статистики, в 2001-2008 гг. поддержка отраслевой науки неуклонно увеличивалась и в 2008 г. достигла 717,9 млн. евро (в 2001 г. – 530,9 млн.). Соответствующие государственные расходы находились на уровне не ниже 4,4% суммарных бюджетных расходов на НИОКР в энергетике и в абсолютном выражении значительно превышали аналогичный показатель для частного сектора.
В структуре государственных расходов выделялся сектор ВИЭ (в 2001 г. – 160 млн., в 2008 г. – 265 млн. евро). Обращает на себя внимание тот факт, что в указанный период почти в два раза выросли инвестиции в сферу угольных технологий, хотя доля данного сегмента в суммарных отраслевых расходах на НИОКР оставалась относительно невысокой (в 2008 г. – примерно 6%). Кроме того, несмотря на снижение атомной генерации, правительство страны продолжало финансировать фундаментальные исследования в атомной отрасли (в 2008 г. – 21% суммарных капиталовложений).
Государственные расходы ФРГ на НИОКР в энергетике в 2001-2008 гг., млн. евро
2001 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Всего | 388,6 | 407,8 | 419,4 | 491,1 |
Уголь и другие виды ископаемого топлива | 14,2 | 12,2 | 15,8 | 29,5 |
ВИЭ | 155,9 | 199,7 | 211,1 | 265,1 |
Эксплуатация АЭС | 100,2 | 84,1 | 82,8 | 84,8 |
Вывод АЭС из эксплуатации | 8,7 | 4,0 | 4,0 | 6,8 |
Фундаментальные исследования в атомной отрасли | 109,6 | 107,8 | 105,7 | 104,9 |
Источники: Министерство образования и научных исследований ФРГ, Министерство экономики и технологий.
В ФРГ ведется непрерывная работа над разнообразными программными документами, определяющими дальнейшие шаги Германии на пути инновационного развития. Министерство образования и научных исследований ФРГ разработало “Стратегию инновационного развития ФРГ” до 2020 г. (“The Hightech Strategy of Germany 2020”), в которой указывает, что энергетическое хозяйство является одним из ключевых объектов высокотехнологичной модернизации, который в дальнейшем станет площадкой для внедрения новых эффективных технологий.
Концепция “Стратегии развития энергетики на долгосрочную перспективу” (“Energie fur Deutschland”), созданная Министерством экономики и технологий ФРГ, включает следующие основные направления развития отрасли:
снижение выбросов СО2 и других вредных веществ в окружающую среду;
адаптация энергетической инфраструктуры к негативным воздействиям, вызванным климатическими изменениями;
неуклонное расширение использования ВИЭ;
повышение энергоэффективности на всех этапах производства, транспортировки, хранения и распределения энергии;
создание масштабных систем аккумулирования и хранения энергии, повышение надежности энергообеспечения;
постепенный вывод из эксплуатации АЭС с опережающей заменой “выпадающей” генерации энергоисточниками на базе ВИЭ и тепловыми энергетическими станциями;
модернизация сетевого хозяйства;
повышение прозрачности энергетического рынка и дальнейшее развитие конкуренции.
Материалы указанной концепции “Стратегии…” являются базовым источником и руководящим документом, используемым при корректировке законодательной базы Германии на федеральном и региональном уровнях.
За первое десятилетие нового века улучшились экологические параметры энергетического хозяйства Германии; в 2001-2010 гг. выбросы СО2 в атмосферу сократились на 12% – с 849 млн. 2001 г. до 755 млн. т в 2010 г.
В указанный период наибольшее снижение эмиссии “парниковых” газов было зафиксировано в сегменте оборота жидкого топлива (включая сжижение углеводородов и их переработку, исключая выбросы воздушного транспорта международных авиалиний) – 28%, аналогичный показатель для твердых видов топлива составил примерно 8%, газообразного топлива – 10%.
Германия является мировым лидером и наиболее последовательным активистом движения в защиту окружающей среды, несмотря на определенные трудности, возникающие в переходный период от Киотского протокола к новым договоренностям. В стране на национальном уровне принято решение продолжать реализацию намеченных целей, действуя под девизом “Не поддаваться давлению со стороны традиционной промышленности”.
ФРГ не намерена отступать от выполнения требований программного документа ЕС, получившего название “Директива 202020”, согласно которому в рамках объединенной Европы намечено сократить на 20% выбросы СО2 в атмосферу к уровню 1990 г.
Более того, страна рассматривает возможность взять на себя повышенные экологические обязательства: снизить эмиссию “парниковых” газов (в СО2эквиваленте) к 2020 г. – на 40%, 2030 г. – на 55%, 2040 г. – на 70%, а к 2050 г. – на 80% к уровню 1990 г.
Правительство Германии напрямую увязывает развитие современных “зеленых” технологий с экономическим ростом. По оценке Министерства окружающей среды, защиты природы и безопасности атомных реакторов (“BMU”), к 2020 г. мировой оборот рынка экологически безопасных технологий, где в настоящее время у ФРГ имеются серьезные конкурентные преимущества, может достичь 2 трлн. евро.
Необходимо подчеркнуть, что в ФРГ реализация намеченных планов и выполнение требований нормативных актов непрерывно контролируется государством, поэтому исполнительская дисциплина всех участников энергетического рынка находится на высоком уровне.
В результате экологическая составляющая энергетической политики Германии является одной из главных движущих сил процесса модернизации энергетики, которая направляет и стимулирует развитие всех ее сегментов, и в первую очередь высокотехнологичных направлений. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)