“Газпром” озаботился вопросом покупки греческой ГТС. Ведь приход туда других инвесторов ускорит диверсификацию поставок природного газа в юго-восточную Украину.

30 марта правительство Греции завершило прием заявок от компаний, желающих принять участие в приватизации газовой корпорации DEPA (Dimosia Epichirisi Paroxis Aeriou S.A.) и ее дочерней газотранспортной компании DESFA. Эти фирмы владеют конечным участком Трансбалканского газопровода, идущего в Грецию из РФ через Украину, Румынию и Болгарию. Поэтому неудивительно, что среди желающих поучаствовать в приватизации оказалась, по данным афинских СМИ, одна российская компания. Ее название не сообщается, однако немногим ранее о своем интересе к DEPA заявлял российский “Газпром”.

Мощность Трансбалканского газопровода – 27 млрд. куб. м, но фактическая прокачка по нему в 2011 г. составила не более 18,3 млрд. куб. м. Последовательно из всего этого объема через Украину прокачано 2,1 млрд. куб. м для Молдовы, 4,7 млрд. куб. м для Румынии, 2 млрд. куб. м для Болгарии, 2,9 млрд. куб. м для Греции и 6 млрд. куб. м для Турции. Последняя в конце 2011 г. денонсировала договор с РФ об использовании Трансбалканского газопровода, а Румыния заявила о намерении прекратить импортировать газ по этому трубопроводу после 2015 г. И от того, кто станет новым владельцем греческой DEPA, зависит скорость реализации вышеупомянутых намерений, а также способность Трансбалканского газопровода начать прокачку в обратном РФ направлении “с юга на север”.

Причиной недозагрузки мощностей газопровода, идущего из Украины в Грецию, считается российско-турецкий подводный газопровод “Голубой поток”, обошедший Украину еще в 2002 г. Официальной целью этого российского проекта стоимостью более $8 млрд. было сокращение поставок газа через “нестабильные” Украину и Молдову и вместо этого увеличение закупок странами региона российского газа через Турцию. Которая, как тогда считали в “Газпроме”, была более стабильна как транзитер, чем Украина или Молдова. Однако к 2008-2009 гг. с турецкой транзитной стабильностью у российских стратегов как-то не сложилось. Вместо расширения транзита газа из РФ Турция с 2009 г. начала продвигать на рынок стран Черноморско-Балканского региона трубопроводный газ из Азербайджана, Ирака и Египта. А также, что немаловажно, арабский газ, который поступает в газопроводы из расположенных в Турции СПГ-терминалов.

Приватизация греческой газовой монополии DEPA выглядит вполне лояльным шагом в свете такой политики Турции. Как член ЕС, Греция обязана не превышать зависимость от одного источника поставок газа более 30%. В реальном времени сделать это можно исключительно при увеличении турецкого транзита. До 2000 г. Греция при потреблении газа до 4,8 млрд. куб. м в год на 100% зависела от поставок российского газа. Но в начале минувшего десятилетия монопольная газовая зависимость Греции от РФ была снижена до 70%. Это произошло из-за ввода в эксплуатацию СПГ-терминала Revithossa мощностью 2 млрд. куб. м в год компанией DEPA. Поставщиками газа для терминала стали Катар и Египет. К концу десятилетия доля российских поставок была еще больше снижена – за счет увеличения импорта Грецией газа из Азербайджана через Турцию. Следующим шагом Афин на пути к сокращению зависимости от одного источника импорта газа может стать освоение собственных крупных морских месторождений или строительство подводных газопроводов. Но компания DEPA с такими задачами вряд ли справится без прихода квалифицированного, а главное, лояльного инвестора.

Под давлением Брюсселя и исходя из интересов соседней Турции решение о необходимости приватизации DEPA было принято еще в конце 2010 г. бывшим социалистическим правительством Георгиса Папандреу. Но левые отличались романтическим отношением к Москве и явно не спешили ни с газовой, ни с какой-либо другой приватизацией.

Из обширного списка объектов приватизации, рекомендованного Брюсселем в 2011 г., кризисная Греция смогла продать лишь 10% акций местного телекома, компании ОТР, – этот пакет был продан за 400 млн. евро Deutsche Telecom.

Новое коалиционное правительство Лукаса Пападимоса, которое сменило социалистов, решило этот вопрос всего за три месяца. 27 февраля было принято решение о старте приватизации DEPA, и к этому моменту желание поучаствовать в конкурсе изъявили 17 компаний из 12 государств. Из-за большого количества желающих правительство Греции продолжило процедуру приема заявок. Условия приватизации предполагают инвестору два варианта выкупа активов DEPA и ее дочерней DESFA. По первому варианту покупатель получит 100% акций интегрированного холдинга DEPA с условием, что 34% газотранспортного оператора DESFA будут возвращены государству после завершения сделки. По второму варианту – отдельная продажа 100% госдоли в DEPA и 66% доли в DESFA. В обоих случаях государство намерено оставить себе всего лишь 34% оператора ГТС DESFA.

До объявления “кризисной” приватизации наиболее вероятными претендентами на государственные активы греческой ГТС пресса называла две ведущие греческие нефтегазовые компании. Это компания Vegas Oil and Gas Спиро Латциса и Motor Oil Йоргаса Вардиннояниса. Первому принадлежат 35% греческой государственной нефтекомпании Hellenic Petroleum (контролирует НПЗ ОКТА в Республике Македония, а также два из трех существующих предприятия греческой нефтепереработки). Motor Oil Hellass, в свою очередь, принадлежит Коринфский НПЗ. Ресурсная база греческих компаний, претендующих на греческую ГТС, сосредоточена в долях десяти крупных месторождений газа и нефти в Египте. То есть права собственности на месторождения газа за границей у большого греческого бизнеса есть. Теперь главная задача – успешно приватизировать инфраструктуру доставки этих ресурсов. Ведь от того, кто станет победителем в этой приватизации, зависит скорость дальнейшей диверсификации поставок газа не только в самой Греции, но и всего региона.

Монополизация газового рынка негативно влияла на греческий промышленный экспорт, основу которого составляют чрезвычайно энергоемкие в производстве цемент, феррохром, алюминий и другие цветные металлы – Греция является единственным в Европейском союзе обладателем крупных месторождений бокситов, запасы которых превышают 700 млн. т. По запасам хрома Греция разделяет лидерство в Европе с Албанией, Косово и Македонией, по запасам никеля делит лидерство с Норвегией и Украиной. Все эти энергоемкие горные ресурсы Греции активно разрабатываются и представляют собой самую стойкую товарную нишу греческой экономики. Но их работа требует доступа инвесторов к недорогим энергоресурсам: газу и электроэнергии. Критически зависят от цены газа и выработанной из него электроэнергии также пять греческих электрометаллургических и ферросплавных заводов. Кроме цены, производство этих основных промышленных товаров греческого экспорта зависит и от стабильности поставок газа. Регулярные интриги “Газпрома” вокруг транзита газа через Украину в 1998-2010 гг. эту стабильность систематически нарушали. Это негативно сказывалось на развитии греческих ферросплавных и алюминиевых комбинатов. Во многом из-за отсутствия доступа Восточной Европы к дешевым энергоресурсам, корпорация “Русал” начала с середины 2000-х годов теснить греческие компании с региональных рынков Восточной Европы (в этом регионе работают 15 зарубежных алюминиевых заводов греческих компаний AoG, Alumil и Elval). Греческие производители никеля и хрома начали ощущать конкуренцию “Норильского никеля” и “КазХрома”. И цена газа тут формально ни при чем. Ведь “Газпром” не владеет ни “Русалом”, ни “Норникелем”, ни ферросплавными заводами. (Комментарии/Энергетика Украины, СНГ, мира)