Несмотря на давление со стороны американской администрации, Пакистан намерен реализовать проект строительства газопровода из Ирана. В марте текущего года министр иностранных дел Исламской Республики Пакистан Х. Р. Кхар заявила, что будут предприняты все возможные меры по решению хронического и обостряющегося энергетического кризиса в стране. Игнорируя угрозы американского госсекретаря Х. Клинтон, требующей прекратить осуществление проекта, Х. Р. Кхар предупредила, что военная акция в отношении Ирана будет иметь “катастрофические последствия” для всего региона.
Выступая в одной из комиссий Палаты представителей Конгресса США, Х. Клинтон заявила, что в случае неуступчивости Пакистана ему грозят меры, предусмотренные Законом о санкциях против Ирана, которые позволяют американской администрации использовать жесткие меры против любой иностранной компании, которая инвестирует в иранскую энергетику более $20 млн. Госсекретарь подчеркнула серьезность намерений США, обратив особое внимание на нестабильность пакистанской экономики.
Пакистан быстро прореагировал на заявление Х. Клинтон. Буквально на следующий день Х. Р. Кхар отметила, что осуществление проектов с Ираном отвечает национальным интересам ее страны. В интервью местной телекомпании премьер-министр Ю. Р. Гилани подчеркнул, что Пакистан суверенное государство и поэтому его действия будут соответствовать насущным нуждам основной части населения.
США и Пакистан пытаются скорректировать двусторонние отношения, ухудшившиеся после ноябрьского (2011 г.) авиаудара НАТО по пакистанскому пограничному пункту, повлекшего за собой гибель пограничников и вызвавшего массовые протесты. Примечательно, что заявление Х. Клинтон последовало в тот момент, когда центральные власти и военная верхушка Пакистана стали проявлять готовность к восстановлению сотрудничества с США на афганском направлении.
Соглашение о строительстве газопровода с месторождения Южный Парс (стоимость проекта – $7,6 млрд.) было подписано в июне 2010 г. В соответствии с этим документом Иран к концу 2014 г. будет поставлять 21,5 млн. куб. м газа в сутки. Протяженность газопровода диаметром 1,4 м составит почти 2 тыс. км.
Каждая страна будет нести ответственность за строительные работы на своей территории. Иран уже проложил трубопровод (900 км) на участке между Ассалуйе и Ираншехром. Осуществляются проектные работы по оставшемуся 200-километровому отрезку до ирано-пакистанской границы. Его строительство намечается завершить в течение двух лет. Пакистан планирует осуществить сооружение участка на своей территории к концу 2014 г. В марте текущего года немецкая компания “ILF Consulting Engineering” подтвердила получение контракта на оказание консалтинговых услуг в процессе строительства газопровода в указанной стране.
Пакистан должен начать получать “голубое топливо” в 2014 г. Недавно Иран согласился предоставить ему $250 млн. для проведения строительных работ; ранее пакистанские организации отказались финансировать проект из-за жестких санкций США в отношении Ирана и сотрудничающих с ним иностранных компаний. Предусмотренные меры чреваты для фирм, ведущих бизнес с ИРИ, фактическим исключением из мировой финансовой системы, в которой доминирующие позиции занимают западные страны. Объясняя свой отказ, пакистанская государственная компания “Oil and Gas Development” сослалась на угрозу акционеров продать свои доли в ее капитале в случае финансового участия “OGD” в иранском проекте.
Американская администрация пытается переключить внимание Пакистана на альтернативный проект, в котором участвуют Туркмения, Индия и Афганистан. Данная инициатива должна способствовать более тесному взаимодействию сторон в освоении месторождений в Центральной Азии. Однако положение в Афганистане остается крайне нестабильным, что мешает началу строительства трансграничного газопровода. Кроме того, пакистанские экономисты полагают, что использование иранских источников газа является наиболее дешевым вариантом для обеспечения топливом тепловых электростанций.
Соединенным Штатам удается на протяжении 10 лет фактически саботировать ирано-пакистанский проект. Вначале США пытались не допустить участия в данной инициативе Индии, используя повышенную заинтересованность последней в развитии сотрудничества с США в области мирной атомной энергетики, которое является центральным элементом американо-индийского “глобального стратегического партнерства”.
Когда проект находился еще в стадии обсуждения, некоторые экономисты и политики рассматривали его в качестве действенного элемента стратегии, направленной на улучшение отношений между Индией и Пакистаном. Однако для Соединенных Штатов гораздо важнее было добиться геополитической цели – сдержать ядерные амбиции Ирана и гарантировать эффективность введенных против него санкций.
После отказа Индии от участия в проекте в 2009 г. Пакистан попытался привлечь к его реализации Китай. Китайский участок газопровода планируется проложить вдоль Каракорумского шоссе, которое связывает северные районы Пакистана с западной частью Китая. КНР должна определиться, будет ли она участвовать в осуществлении данного проекта. Этот газопровод позволит сократить импорт энергоносителей через Малаккский пролив, который остается весьма уязвимым при осуществлении через него транспортировки стратегически важных грузов. Подобная перспектива заставит США с еще большей решимостью помешать осуществлению ирано-пакистанского проекта.
Пакистан продолжает остро нуждаться в энергоносителях для снабжения своей промышленности и бытового сектора. В феврале текущего года прекращение электроснабжения на протяжении 10 часов негативно сказалось на работе предприятий сразу нескольких районов страны. Перебои с энергоснабжением заставляют предприятия в Карачи и других промышленных центрах приостанавливать производство и увольнять тысячи рабочих. Практически во всех провинциях страны в 2011 г. имели место спонтанные акции протеста из-за частых отключений электричества.
Экономические аргументы в пользу необходимости скорейшего ввода в эксплуатацию трансграничного газопровода из Ирана вполне обоснованны, тем не менее часть правящей элиты в Пакистане готова отказаться от данного проекта. Неподчинение американским требованиям помешает получить новый заем МВФ и сведет к минимуму помощь для регионов, пострадавших от наводнений. Условия для ведения бизнеса станут более сложными. Превышение инфляцией 10%-ного рубежа, рост безработицы, усиление социального неравенства и обострение других проблем заставляют аналитиков прогнозировать ухудшение внутриполитической обстановки в стране. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)