Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: Минэнергоугля пытается реанимировать национальную буроугольную отрасль с помощью китайских инвесторов

Минэнергоугля пытается реанимировать национальную буроугольную отрасль с помощью китайских инвесторов. Однако даже тех $300 млн., которые планируется совместно вложить в разрез “Константиновский” в Кировоградской области, может оказаться недостаточно. Масштаб разрухи в крупнейшем украинском бассейне бурого угля намного больше, чем представляется чиновникам в Киеве.

В конце марта государственный трест “Александрияразрезстрой” и китайская корпорация China Coal Technology & Engineering Group Corp (CCTG) подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в деле добычи бурого угля на Кировоградщине. В апреле китайские специалисты должны приехать в Украину, чтобы начать работу над ТЭО данного проекта. Но предварительные параметры, на которые должны выйти партнеры, украинский министр энергетики Юрий Бойко уже озвучил. Это достижение годовой добычи в 2,5 млн. т бурого угля и строительство под эти объемы новой тепловой электростанции мощностью 300 МВт. По словам директора “Александрияразрезстроя” Сергея Зубова, первый этап работ (стоимостью порядка $50 млн.) согласен прокредитовать Экспортно-Импортный банк Китая. Однако вопрос об источниках остальных капиталовложений остается открытым. Согласно оценкам Ю. Бойко в целом в Константиновский разрез и ТЭС необходимо инвестировать порядка $300 млн. Но они, как слишком оптимистично считает министр, должны окупиться уже в течение 5 лет. На самом деле только на разработку проектной документации, согласование всех разрешений и откачку воды уйдет как минимум половина указанного срока.

Подписанию соглашения с CCTG предшествовала экскурсия для представителей столичных и кировоградских властей по местам китайской угольной доблести. В частности, они посетили один из научно-исследовательских институтов в Шанхае, где разрабатывается и тестируется оборудование для буроугольной отрасли, а также провинцию Внутренняя Монголия, где в городе Эрдос на борту угольного разреза уже действует ТЭС, подобная той, что хотят построить в Александрии. По этому внутреннемонгольскому образцу CCTG намерена развивать и украинский проект. Его изюминка в том, что перед сжиганием в котлах электростанции уголь в Эрдосе превращают в жидкое топливо, а не брикетируют, как это раньше практиковалось в Александрии. Сегодня его мощности позволяют перерабатывать 3 млн. т угля в сутки, а в перспективе они должны превысить 10 млн. т годовых.

По словам первого заместителя главы Кировоградской ОГА Андрея Николаенко, китайцы готовы предоставить Украине технологии синтеза такого жидкоугольного топлива, причем оно может использоваться не только на ТЭС, но и в автотранспорте, и для обогрева зданий. Кроме того, в области их заинтересовала и возможность использование мощностей заброшенной в 1990 годах Новомиргородской шахты, чьи угольные залежи характеризуются высокой энергокалорийностью. В перспективе озвученные инициативы помогут создать в одном из самых бедных украинских регионов несколько тыс. новых рабочих мест.

А теперь о грустном. В лучшие времена в государственном холдинге “Александрияуголь”, кроме упомянутого “Константиновского” работали еще несколько разрезов и шахт, а также фабрика по брикетированию угля, рудоремонтный завод. Общее количество рабочих превышало 25 тыс. человек. Однако сегодня все эти предприятия не просто простаивают, они затоплены или разобраны на металлолом. Вплоть до того, что на втормет пошли целые километры железнодорожного полотна. Впрочем, в Новомиргороде есть еще более беспрецедентный случай: там на лом сдали целый железнодорожный мост, ведущий к шахте. Такое впечатление, что именно здесь находится наша “Внутренняя Монголия”, причем орда прошлась по району совсем недавно.

Допустим, уже в 1990 годах добыча бурого угля в Александрии и окрестностях действительно стала нерентабельной из-за устаревших технологий. Дорогой местный энергоноситель не выдерживал конкуренции с тогда еще дешевым российским природным газом. Но даже закрытие и консервацию промысла можно было провести цивилизованно. Однако сделали это дешево и сердито. Стволы шахт вместе с находящимся там оборудованием просто залило водой, потому что у холдинга не было денег, чтобы заплатить за электроэнергию, необходимую для откачки подземных вод. По иронии судьбы, вскоре почти полностью остановились и три очереди Александрийской ТЭЦ, работавшей на буроугольных брикетах и обеспечивающей энергией шахтеров. Такой вот замкнутый круг, вырваться из которого нелегко. Проще построить новый.

“Столп воды в Константиновском карьере достигает сегодня 35 м. Чтобы ее откачать, необходимы 1,5-2 года и десятки миллионов гривен. Основной затратной статьей в данном случае будет электроэнергия – в среднем стоимость составляет 3 грн./куб. м воды. Кроме того, необходимы средства на возобновление инфраструктуры – подъездных и железнодорожных путей, электролиний, которые полностью разрушены”, – рассказал Василий Терещенко, директор Энергетической инвестиционной компании, работающей на одном из участков Александрийского месторождения – Мокрокалыгорском разрезе.

По его словам, в прошлом добыча на “Константиновском” велась “варварским способом”: разрабатывались куски с наименьшим коэффициентом вскрыши, то есть были нарушены вскрышные технологии, что теперь вызывает необходимость проведения дополнительных вскрышных работ. Для этого опять же понадобится новая техника – роторный экскаватор с перегружателем, отвальный конвейер, добывающее оборудование, автосамосвалы, механизированный склад угля и прочее. Таким образом, для достижения производительности в 2,4 млн. т в год потребуется инвестирование около 500-550 млн. грн. В. Терещенко знает, о чем говорит. Его компания уже прошла этот путь, пускай и в более локальных масштабах. Перед тем как начать отгрузку клиентам первых партий бурого угля с Мокрокалыгорского разреза, ей пришлось немало повозиться с ремонтом железнодорожных подъездов и технологических дорог.

Предстоящую разработку константиновских недр может притормозить и одна юридическая коллизия. До сих пор владельцем лицензии на добычу ископаемых на этом участке остается донецкая компания “Энергоуголь” – одна из двух, кому в еще 2004 г. были переданы в аренду хозкомплексы предприятий, входивших в состав государственной холдинговой компании “Александрияуголь”. Второй бывший арендатор – фирма “Эксплерент”, также из Донецка. Но надолго их не хватило. “Эксплерент” прекратил добычу на разрезе “Морозовский” уже в 2006 г.

“Энергоуголь” взялся за эксплуатацию разрезов “Константиновский” и “Протопоповский” довольно бодро, но к 2008 г. энтузиазм иссяк. В том году “Энергоуголь” выдал на-гора только 40 тыс. т продукции. А уже на следующий год пришелся непростой разрыв арендных отношений между компанией и Фондом госимущества. При этом “Энергоуголь”, похоже, до сих пор не утратил интереса к Александрийскому месторождению. Эта компания входит в бизнес-орбиту Константина Жеваго, и в стратегическом плане намечалось, что вырабатываемая из кировоградского буроугольного топлива электроэнергия будет поставляться на расположенный в километрах 60 от Александрии Полтавский ГОК. Проблема собственного энергообеспечения до сих пор стоит на повестке дня этого железорудного комбината, тем более что рядом К. Жеваго собирается пускать новый Еристовский ГОК.

Сам же холдинг “Александрияуголь”, вокруг осколков которого разгулялся сыр-бор, с 2008 г. находится в процессе ликвидации. А в январе нынешнего года Кабинет министров своим распоряжением предписал ликвидировать и компанию “Буруголь”, созданную на базе части активов “Александрияугля”. Таким образом, единственным более или менее дееспособным госпредприятием, дожившим в буроугольном бассейне до наших дней, является трест “Александрияразрезстрой” – тот, что и пытается завязать сотрудничество с китайцами.

Но и статус треста скоро может поменяться. В том же январском распоряжении Министерству энергетики и угля поручено совместно с Кировоградской облгосадминистрацией составить перечень имущества “Александрияразрезстроя”, которое может подлежать отчуждению. Это очевидный шаг навстречу потенциальному инвестору, который согласится вдохнуть вторую жизнь в разрез “Константиновский”. Но даже если распродать трест до последнего конторского стула, вырученных средств не хватит даже на десятую часть необходимых инвестиций.

Согласно данным Института общей энергетики НАН Украины в 2006 г. промышленные запасы угля разреза “Константиновский” составляли 42,3 млн. т, а производственные мощности позволяли добывать 1,6 млн. т ископаемых в год (хотя никогда и не добывались в таких объемах). В течение 10 лет реально вывести разрез на добычу свыше 2 млн. т. Но целесообразно это только в том случае, если в цепочке будет надежное звено, потребляющее александрийский бурый уголь. И как раз этот последний объект требует капиталовложений даже больше, чем непосредственно угледобыча. Так, специалисты того же Института подсчитали, что строительство на борту “Константиновского” новой ТЭС мощностью 200 МВт может потянуть даже на 2-3 млрд. грн. Ведь если уж строить станцию, то согласно экологическим стандартам Евросоюза.

Такое строительство могло бы стать весьма свежим веянием в украинской энергетике. Но счета за него выставлять пока некому. Корпорация CCTG, обладающая технологией синтеза угольного топлива и его переработки, не против применить ее и в Украине. Однако она всего лишь инжиниринговая компания, а не портфельный инвестор. Поэтому и обещанный кредит китайского Эксимбанка предназначен скорее всего на то, чтобы украинская сторона смогла закупить у CCTG лицензии, обучить персонал. В то же время возобновлять добычу на разрезе “Константиновский”, строить мощности по его переработке Украине придется за свои кровные. Поэтому мартовский меморандум с китайцами приветствовать стоит, а переоценивать его значение – нет. Пока найден только инструмент для разреза “Константиновский”. Но не найден хозяин. Кстати, показанный украинской делегации завод во Внутренней Монголии принадлежит не CCTG, а Shenhua Group – крупнейшей угольной компании Китая. (Минпром/Энергетика Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version