Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: пять мировых крупнейших нефтегазодобывающих компаний претендуют на право добывать газ в стране

Пять мировых крупнейших нефтегазодобывающих компаний претендуют на право добывать газ в Украине. Но несовершенство отечественного законодательства и политизация проблем энергообеспечения могут затянуть начало разведки и добычи необходимого ресурса.

До сих пор Украина не добывала сланцевый газ. Геологические данные позволяют предполагать наличие значительных запасов этого углеводорода в Донецкой и Харьковской, а также во Львовской и Ивано-Франковской областях. Это Юзовская и Олесская площади соответственно. Чтобы подтвердить или опровергнуть предположения ученых-геологов, необходимо пробурить десятки, а возможно, и сотни поисковых скважин. У отечественных компаний нет ни опыта добычи “нетрадиционного” газа, ни достаточных финансов для проведения таких работ.

Для привлечения инвестиций и технологий Государственная служба геологии и недр Украины проводит конкурс на право вести разведку, а в дальнейшем и осваивать две перспективные площади в Прикарпатье и на востоке страны. 25 апреля были вскрыты заявки от 5 транснациональных компаний. На Юзовскую площадь претендуют ExxonMobil, Shell, TNK-BP, на Олесскую – Сhevron и Eni. Эти компании приобрели пакеты с геологической и геофизической информацией. За данные о возможных запасах на востоке страны претенденты заплатили по 15 млн. грн., а за пакет по Олесской площади – 10,5 млн. грн. Сейчас предложения претендентов изучает межведомственная комиссия по заключению соглашений о разделе продукции во главе с вице-премьером Валерием Хорошковским. Победители будут названы до 23 мая. Министр экологии и природных ресурсов Эдуард Ставицкий предположил, что работы по разведке площадей могут начаться в 2014 г.

Поскольку претенденты на освоение перспективных площадей в Украине имеют годовые обороты в десятки и сотни миллиардов долларов, цена конкурсных документов для них – символическая. В то же время специалисты отрасли скептически отзываются о ценности приобретенной информации. Как правило, в таких документах содержатся достаточно приблизительные данные о возможных запасах.

Пик активности геологов на территории Украины пришелся на 1970-80 годы, когда Советский Союз не жалел средств на поиски и освоение новых месторождений углеводородов. Но и критерии оценки в те времена были иные. Когда разведывались западносибирские месторождения нефти и газа, запасы на территории Украины казались весьма скромными и не интересовали тех, кто принимал решения о вложении средств в поиск и добычу. А сегодня в Украине инвестиционно привлекательными считаются площади, которые в советские времена оценивались как бесперспективные.

В то же время сама методика поиска и разведки углеводородов была несовершенной. Бывший сотрудник Института геологии Национальной академии наук, ныне работающий в частной нефтедобывающей компании Виталий Кисель говорит, что информация, продаваемая претендентам на добычу, как правило, весьма приблизительная. “Это такая грубая прикидка, данные, которые могут разниться с реальными результатами дальнейших работ в десятки, а то и в сотни раз. Достаточно примеров, когда компании покупали право на перспективный объект, с которого планировали получать 30 млрд. куб. м природного газа. Но бурили 50 скважин и выясняли, что извлекаемые запасы намного меньше”, – отметил эксперт. По его словам, конкурсная документация нередко ничего не добавляет к тому, что претендент уже знает об объекте. “Данные о перспективных площадях заинтересованные компании собирают задолго до начала официальных процедур и нередко знают о них гораздо больше, чем организаторы тендеров”, – отмечает В. Кисель.

Представители частных нефтегазодобывающих компаний в неофициальных беседах подтверждают – участие в конкурсах по масштабным объектам является необходимой формальностью, которая позволяет претендовать на разведку и дальнейшее освоение месторождений. Они скептически оценивают качество информации, предлагаемой для участников конкурсов на разведку нефтегазоносных площадей. “В Украине – это рулетка. Можно просто вытащить билет, на котором написано – “вы ничего не выиграли”, – отметил собеседник МинПрома в “Полтавской газонефтяной компании”, контролируемой британскими акционерами.

Опыт работы иностранных нефтегазодобывающих компаний в Украине в большинстве случаев негативный. Скандалы здесь не исключение, а скорее правило. Среди причин – несовершенство украинского законодательства о разделе продукции и заполитизированность проблемы освоения недр. Такое положение дел не останавливает крупные компании, желающие работать в Украине, но существенно влияет на сроки между началом бюрократических процедур и буровыми работами.

Яркий пример – история прихода в нашу страну американской Vanco Energy. Компания выиграла конкурс на освоение участков глубоководного шельфа Черного моря еще в 2006 г. Работа над соглашением о разделе продукции заняла более года. Но затем в дело вмешались политики: Минприроды заявило о нарушении законодательства в ходе конкурса на право заключения СРП, а также обвинило Vanco в нарушении ряда положений СРП. Судебная тяжба в Стокгольмском арбитраже заняла еще несколько лет. А работы на шельфе, с которым связывают перспективы диверсификации поставок энергоресурсов, до сих пор не начаты.

Еще один из возможных вариантов затягивания начала поисковых работ – манипуляции в процессе самого конкурса. При продаже лицензий на разведку и освоение небольших месторождений заинтересованные участники прибегают к испытанному трюку: в интересах одного претендента действует два участника. Реальный занимает второе место, а другой предлагает максимальную цену за объект, чтобы “отсечь” конкурентов. Затем занявший первое место отказывается платить заявленную необоснованно высокую цену, а победителем становится занявший второе место.

Украинское законодательство не располагает механизмами предотвращения таких манипуляций. Едва ли такой спектакль разыграют в случае с конкурсом на право разведки Юзовской и Олесской площадей, ведь участники – мировые гранды нефтегазодобычи. Но сама возможность подобных игр говорит о неблагополучии в отрасли. По традиции, решение на подобных конкурсах принимается в пользу участника, предлагающего наибольшую сумму инвестиций. “Главным критерием при определении победителя и на этот раз будет предложенный объем инвестиций”, – отметил в комментарии представитель правления НАК “Надра Украины”.

Э. Ставицкий в начале текущего года оценивал необходимые вложения в разведку Юзовской площади в $250-300 млн., а Олесской – в $150-200 млн. Важно, что претенденты на работу в Украине располагают не только необходимыми финансовыми ресурсами, но и технологиями добычи нетрадиционного углеводорода. Сомнения вызывала ТНК-BP, но за две недели до окончания приема заявок совладелец, британская British Petroleum (BP), заявила о готовности оказать техническое содействии в случае победы российско-британской компании. Между тем скептики отмечают, что себестоимость добычи в связи с большой глубиной залегания сланцевого газа в Украине будет значительно выше по сравнению с месторождениями в США, где среди прочих ведет добычу и BP. (МинПром/Энергетика Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version