Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: будущее отрасли бурого угля по-прежнему под вопросом

Анонсированные проекты по добыче бурого угля позволяют говорить о попытках реанимировать буроугольный комплекс Украины. Однако будущее этой отрасли по-прежнему под вопросом.

Весной у чиновников появилась возможность отчитаться о возобновлении добычи бурого угля в Украине. В апреле Минэнергоугля подписало соглашение о сотрудничестве с китайской корпорацией China Coal Technology & Engineering Group (CCTEG), которая объединяет более десятка дочерних компаний в Китае, Монголии, Вьетнаме, Турции, Индонезии, Мьянме, Пакистане, Албании и других странах. CCTEG приобретает или берет в концессию угольные месторождения и предоставляет инжиниринговые услуги местным угледобывающим компаниям, пользуясь при этом поддержкой государственного экспортно-импортного банка Китая (Export Import Bank of China). В конце мая на государственном предприятии (ГП) “Александрияразрезострой”, объединяющем активы бывшего треста “Александрияуголь” (Кировоградская область), ожидают первый десант технологов из Поднебесной.

Пик освоения залежей бурого угля в Александрии пришелся на 1960-1970-е годы. В то время объем добычи угля в Кировоградской области доходил до 10 млн. т в год, из которых местные обогатительные фабрики выпускали до 4 млн. т угольных брикетов. Хотя бурый уголь и уступает по своим качествам каменному, продукция “Александрияугля” пользовалась хорошим спросом у жителей сельских районов Украины, Беларуси и Молдовы благодаря дешевизне.

В середине 1990-х годов у треста началась черная полоса. Государство отказалось дотировать буроугольное объединение, его инфраструктура начала разрушаться. В 2004 г. власти попытались реанимировать угольный комплекс Александрии, раздробив его на две части и сдав их в аренду ЗАО “Энергоуголь” Константина Жеваго и ООО “Эксплерент” днепропетровского бизнесмена Александра Бовина. Однако через несколько лет стало ясно, что усилия инвесторов не увенчались успехом. В 2009 году оба арендатора покинули Днепровский буроугольный бассейн, оставив после себя разруху. Впоследствии в Минэнергоугле пришли к выводу, что активы госпредприятия “Буруголь”, объединяющего затопленный и практически исчерпанный угольный разрез “Морозовский”, брикетную фабрику “Байдаковская”, Александрийское районное энергоуправление и теплоцентраль №1-2, подлежат ликвидации. А на разрезе “Константиновский” ГП “Александрияразрезострой” еще можно возобновить добычу. И этой весной на лучшую часть останков александрийского буроугольного треста заявился китайский инвестор.

Подробности участия CCTEG в возобновлении деятельности некогда крупнейшего буроугольного предприятия Украины станут известны после изучения местных недр. По предварительной информации, китайская компания намерена ежегодно добывать на разрезе “Константиновский” около 2,5 млн. т угля, перерабатывая его в электроэнергию с помощью построенной здесь электростанции общей мощностью 300 МВт. В этот проект CCTEG готова вложить $300 млн. И если учесть, что местные источники оценивают запасы угля на разрезе “Морозовский” в 50 млн. т, то при заявленном объеме добычи эти инвестиции должны окупиться менее чем за два десятилетия и успеют принести ощутимую прибыль.

Еще одному буроугольному проекту дали ход власти Харьковской области. Еще в декабре прошлого года Харьковская облгосадминистрация (ОГА), НАН Украины и представители немецкой компании Schmidt подписали меморандум о готовности освоить месторождение бурого угля в селе Новая Дмитровка (Барвинковский район), которое во времена СССР считалось бесперспективным. Теперь речь идет о 245 млн. евро, которые готов вложить в этот проект немецкий инвестор. По информации начальника управления топливно-энергетического комплекса Харьковской ОГА Василия Безъязычного, эти деньги позволят инвестору довести объем добычи до 3 млн. т угля в год и добывать его более ста лет. Ведь запасы бурого “золота” в харьковской глубинке оцениваются в 390 млн. т. И ради освоения Новодмитровского месторождения предприятие “Барвинок 3+”, созданное с участием немецкого инвестора, якобы даже готово отселить жителей села, в котором, по информации главы Ильичевского сельсовета (в его подчинении находится Новая Дмитровка) Людмилы Беспалой, сейчас проживает 128 человек.

Бурый уголь обладает большей, чем каменный уголь, влажностью и меньшей теплотворной способностью. Например, одна из ключевых технологий переработки бурого угля в водоугольное топливо позволяет получить сырье для сжигания на тепловых электростанциях, выделяющее в 2,5 раза меньше тепла, чем природный газ и в 1,3-1,4 раза меньше, чем каменный уголь. Однако низкая себестоимость добычи бурого угля, который залегает недалеко от поверхности, делает его применение в энергетике вполне рентабельным. Поэтому он популярен в Германии, Греции и других странах. Неудивительно, что и в Украине в условиях энергодефицита, растущей себестоимости отечественного каменного угля и его ухудшающегося качества чиновники вспомнили о буром родственнике антрацита.

На протяжении нескольких последних лет отечественные ученые пытались обосновать возможность применения смесей каменного и бурого угля для коксования на металлургических заводах и сжигания на ТЭЦ. Однако и металлурги, и энергетики отнеслись к подобным новациям довольно прохладно. Тем не менее, попытки чиновников возобновить добычу бурого угля, гарантировав сбыт продукции на государственных ТЭЦ, уже послужили сигналом для передела сфер влияния во всей угольной промышленности Украины.

В январе глава Минэнергоугля Юрий Бойко озвучил революционные планы перевода украинских ТЭЦ на водоугольное топливо, которые позволят стране сократить потребление природного газа на 6 млрд. куб. м и удешевить электроэнергию. Для этого Кабмин зарегистрировал законопроект об исключении из перечня объектов, не подлежащих приватизации, 13 украинских ТЭЦ в Днепропетровской, Луганской, Харьковской, Херсонской, Николаевской, Одесской областях и АР Крым. Переоснастить их предполагалось с помощью частных инвесторов, которые должны были бы за свой счет модернизировать мощности для работы на водоугольном топливе, проложив к существующим ТЭЦ трубопроводы или построив прямо на месте подготовительные станции. Существенную часть водоугольного топлива можно было бы получить за счет дешевого бурого угля. А помочь в этом министру Бойко вызвались китайцы.

Однако эти планы вызвали бурную реакцию угольно-металлургического лобби и послужили началом угольной войны, в которой сторонникам традиционного каменноугольного бизнеса удалось убедить Виктора Януковича пойти на приватизацию угольной отрасли. 3 мая президент подписал закон “Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий”, позволяющий олигархам и угольным генералам по сдельной цене приобрести наиболее привлекательные, но формально убыточные госшахты. В этом контексте говорить о возрождении украинской буроугольной отрасли пока рановато.

Мало определенности и с харьковским начинанием немецкой компании Schmidt. По информации местных экологов, это предприятие имеет отношение к жителю Берлина, выходцу из экс-СССР Игорю Шмидту. А еще одним партнером этого проекта является швейцарская компания Hydrogen Power Ноlding, по-видимому, также созданная не без участия наших бывших соотечественников. Ранее эта компания уже засветилась в Александрии, где пыталась возобновить работу местного буроугольного предприятия, но безуспешно. Директор созданного для освоения Новодмитровского месторождения ООО “Барвинок 3+” Юрий Оршанский (президент ЧП “Монтажэлектро”, а в 1990-х — почетный консул в довоенном Ираке) отказался рассказать о перспективах многомиллионных инвестиций в Харьковской области. А вот зампред харьковского “Зеленого фронта” Олег Перегон считает, что строительство карьера в непосредственной близости сразу от двух заказников местного значения — Новодмитриевского и Чабанного — может нанести непоправимый вред существующей флоре и фауне региона. Жители Новой Дмитровки, несмотря на свою малочисленность, также не горят желанием покидать село. Косвенно это подтвердила и глава сельсовета Беспалая, сообщив, что ни о каком переселении речь пока не идет.

И все же дорожающие энергоресурсы и низкая себестоимость добычи бурого угля вынуждает бизнесменов вкладывать деньги в реанимацию старых и строительство новых карьеров. В Черкасской области также заинтересовались бурым углем. В ближайшие месяцы на территории Катеринопольского района должна начать добычу ООО “Энергетическая инвестиционная компания” (ЭИК). Это предприятие два года назад учредил киевский бизнесмен Василий Терещенко для освоения Мокрокалыгирского месторождения бурого угля. По сравнению с остальными проектами запасы этого месторождения выглядят более чем скромно: 7,76 млн. т — балансовые и 5,35 млн. т — забалансовые. Но и они при плановой производительности карьера 300-600 тыс. т в год, позволят Терещенко проработать 1,5-2 десятилетия. В ЭИК подсчитали, что низкая стоимость добычи местного угля позволит транспортировать его по железной дороге для продажи в Словакию и другие страны Евросоюза. Кроме того, компания разрабатывает проект строительства собственной электростанции для переработки угля в электричество. К тому же у нее имеется небольшой участок для добычи бурого угля в Александрии. (Укррудпром/Энергетика Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version