В 2012 г. Кабмин хочет закончить приватизацию ТЭС и облэнерго, продать облгазы и ряд машиностроительных активов. Но это еще не все: в последующие годы может настать черед таких лакомых кусков, как “Энергоатом”, “Укрэнерго”, Одесский припортовый завод, судостроительные компании, морские порты и авиапром.
В феврале президент Виктор Янукович подписал закон №4335-VI о программе приватизации на 2012-14 гг. На этот раз приватизационный план включает 3 этапа. В первую очередь планируется создать правовую и организационную базы для приватизации на новых принципах. Это предполагает изменения в профильное законодательство и формирование круга объектов для продажи в 2012 г. В основном данный этап уже пройден.
Второй этап – завершение массовой приватизации и продажи объектов, начатой до 2011 г. Разгосударствление предприятий намечено вместе с земельными участками (2012-13 гг.). И, наконец, третий – общее завершение приватизации как масштабного социально-экономического проекта, подготовка изменений в функции госорганов для смещения акцентов с приватизации на управление госсобственностью (2014 г.).
По словам главы Фонда госимущества Александра Рябченко, только в этом году от продажи государственных активов планируется получить 10 млрд. грн. А в целом в 2012-2014 гг. предполагается привлечь от 50 до 70 млрд. грн. В результате доля госсектора в экономике должна сократиться до 25-30% ВВП (в 2010 г. ФГИ оценивал ее в 37%). Вместе с тем при продаже более 50% акций стратегических предприятий к покупателям будут устанавливаться требования по постпродажному использованию. При сохранении же за государством контрольного пакета акций предприятий этой группы будет возможна продажа остальных акций небольшими пакетами на фондовых биржах, причем размер контрольного пакета повышен с 50%+1 акция до 60%+1 акция.
Программа предусматривает, что разгосударствление в конкретных отраслях определяется отдельными законами. В числе таковых названы “Об особенностях приватизации… в агропромышленном комплексе”, “Об особенностях приватизации объектов незавершенного строительства”, “О холдинговых компаниях в Украине” и Кодекс о недрах. А. Рябченко также отмечает, что для выполнения новой приватизационной программы Фонд разрабатывает 87 различных нормативно-правовых актов. “Это колоссальное число: ранее мы ежегодно разрабатывали и реализовали 10-20 актов”, – говорит чиновник.
Политолог и экономист Виталий Кулик отмечает, что формально государство оставляет за собой неплохие инструменты контроля над стратегической госсобственностью. Впрочем, нет особых сомнений: как и ранее, ход приватизации будет зависеть от лоббистских усилий основных финансово-промышленных групп. И в современных условиях это трудно считать негативом; скорее, это объективное явление рыночной экономики – кто сильнее экономически, тому и достаются привлекательные активы, констатирует В. Кулик.
Какие же ключевые предприятия могут быть проданы в ближайшие пару лет? Во-первых, это еще оставшаяся в госсобственности энергогенерация: ФГИ готовит к продаже 53,289% ПАО “Центрэнерго” и 60,773% ПАО “Донбассэнерго”. Можно по-разному оценивать нюансы продажи уже приватизированных генерирующих объединений («Западэнерго», «Киевэнерго»), но большинство экспертов сходится в одном: эти компании получили стратегического инвестора в лице ДТЭК. Глава наблюдательного совета «Киевэнерго» Иван Плачков не скрывает удовлетворения от недавней покупки этим инвестором 25% акций столичного предприятия: “Теперь мы получили гарантированную инвестпрограмму в объеме 1 млрд. грн. ежегодно. Общий объем вложений составит до 15 млрд. грн.”.
Другое важное направление приватизации-2012 – газораспределительные и газоснабжающие компании, которые важны для контроля над всем газовым рынком страны. В ФГИУ сообщают: конкурсы по таким активам должны начаться уже в мае, что закреплено годовым планом-графиком выставления на продажу. На счетах Фонда уже аккумулировано большинство из 48 пакетов акций облгазов размером от 1% до 26% уставного капитала. Некрупные пакеты будут реализованы на биржах, большие – на тендерах.
Ряд аналитиков сходится в том, что более 50% региональных газовых компаний уже контролирует владелец Group DF Дмитрий Фирташ – и что именно он заинтересован выкупить оставшиеся госдоли. Это подтверждает и управляющий директор Group DF Роберт Шетлер-Джонс, который в апреле заявил: дистрибуция природного газа является стратегическим бизнесом для холдинга, поэтому он непременно примет участие в приватизации облгазов. Топ-менеджер уточнил, что в будущем группа хочет консолидировать этот бизнес, “как это уже сделано в Европе”.
Этот же покупатель владеет рядом украинских химических активов, и именно ему может в итоге достаться Одесский припортовый завод (ОПЗ). Он пока не продается, но это скорее дело времени, считает экс-глава ФГИУ Александр Бондарь. Дело в том, что ОПЗ – достаточно привлекательный и ликвидный актив, который может быть разменной монетой, например, на газовых переговорах с Россией. А. Бондарь отмечает: “ОПЗ можно продать достаточно быстро, тут важна политическая воля. А если удастся договориться о скидке на газ, то стоимость компании должна вырасти на ожиданиях более высокой прибыльности бизнеса. И все же покупателем будет скорее Фирташ, который сейчас концентрирует в своих руках отрасль по выпуску удобрений и хочет замкнуть производственный цикл – для этого нужен ОПЗ”.
Та же самая Group DF может приобрести и 49% Запорожского титано-магниевого комбината (ЗТМК), решение о приватизации которого уже принято Кабмином. Как известно, это единственный в стране изготовитель губчатого титана, применяемого в аэрокосмической отрасли, судостроении, химпроме. ФГИУ поручено создать базу для образования ООО “ЗТМК” с госдолей не менее 51%, плюс порядок и сроки погашения инвестором долгов по зарплате, налогам и за потребленные энергоносители. В конце марта В.Янукович сообщил о том, что инвестор готов вложить в это предприятие $700 млн. А. Рябченко подчеркивает: “Просто необходимо, чтобы на ЗТМК пришли большие инвестиции. Комбинату нужны оборотные средства. Мы будем искать такого инвестора и обязательно хотим найти его уже в 2012 г.”.
Кроме того, в марте президент поручил премьер-министру Николаю Азарову и Минэнергоугля подать в Верховную Раду законопроект о корпоратизации крупнейших электроэнергетических госхолдингов – НАЭК “Энергоатом” и НЭК “Укрэнерго”. Первый, как известно, объединяет атомную энергетику (и включает Донузлавскую ветровую ЭС), а второй – магистральные линии электропередачи. Соответствующее положение содержится в Национальном плане действий на 2012 г. по внедрению программы экономических реформ в Украине на 2010-2014 гг.
Минэнергоугля и ФГИУ обязаны провести корпоратизацию в течение 9 месяцев с момента вступления в силу соответствующего закона. Фонд никогда не скрывал, что корпоратизация – первый шаг на пути к переходу госактивов в частные руки. А такие стратегические активы могут быть интересны многим крупным покупателям: и РФ, и тому же “Энергетическому стандарту” Константина Григоришина, который контролирует ряд облэнерго.
Но на ТЭК приватизационные планы, конечно, не заканчиваются. Трехлетняя программа разгосударствления включает сотни крупных и малых компаний, среди которых немало и машиностроительных. Так, к продаже предлагается целый ряд региональных предприятий агромашиностроения типа Ровенского завода тракторных агрегатов или “сельмашей”, которые в советское время занимались производством и ремонтом узлов для сельхозтехники своего региона (обычно несколько крупных районов области). Также выносится на конкурсы ряд машино- и приборостроительных заводов, которые при Союзе относились к ведущим в своей сфере. Примеры – Киевский завод автоматики им. Петровского (госчасть 93,070%), Киевский завод реле и автоматики (58,940%), Киевский мотоциклетный завод (100%).
Намечена и приватизация кораблестроительных активов, в частности, биржевая реализация 9,640% госакций Черноморского судостроительного завода. Подобные активы могут быть интересны как существующим собственникам отечественных верфей, так и тем же россиянам. В этом же, российском, контексте специалисты допускают в перспективе и продажу основных национальных авиакомпаний – концерна “Антонов” и Харьковского авиазавода (ХГАПП). По мнению В. Кулика, интерес россиян к таким объектам в Украине не ослабевает, несмотря ни на какие колебания политической конъюнктуры. Это касается и предприятий-лидеров “энергомаша” (пример – “Турбоатом”).
Допускается и разгосударствление таких объединений, как ГАХК “Артем” (целиком или частично). Приватизацию этой компании уже можно было бы расценивать как фактический старт продажи оборонного комплекса страны, ведь “Артем” – один из крупнейших военных заводов бывшего СССР и продолжает выпускать военную продукцию. И тут Россия снова может быть ведущим претендентом с учетом возможностей корпорации “Рособоронпром”.
Наконец, в будущем может быть поднят вопрос о разгосударствлении транспортной инфраструктуры. И не только “Укрзализныци”, корпоратизация которой уже начинается, но и морских портов. “Порты могут быть выставлены на приватизацию и проданы конкретному соседнему инвестору, – поясняет директор экономических программ центра им. Разумкова Василий Юрчишин. – Ведь у этих объектов огромный потенциал. Через наши порты идет значительная перевалка грузов РФ, и ее интерес очевиден”.
А. Рябченко дополняет: инвестиционно непривлекательные объекты будут продаваться на “голландских аукционах” – за ту цену, которую предложит покупатель. “Пусть даже цена будет невысокой, пусть купит не крупный инвестор, а малый и средний бизнес – но мы обеспечим работу этих предприятий, рабочие места. Все государственное имущество должно работать”, – акцентировал председатель ФГИУ.
Что касается потенциальных покупателей основных объектов, то он подчеркивает: сегодня в стране сформировалась прослойка крупных внутренних инвесторов, готовых вкладывать деньги в отечественные активы. “И эти внутренние инвесторы дороже оценивают объекты приватизации, чем иностранцы, – говорит А. Рябченко. – Мы, со своей стороны, создали прозрачные условия для конкурсов, каких раньше не было. Скажем, ведется онлайн-трансляция тендеров. Так продается та же энергетика, так будем продавать облгазы. И от этой практики не откажемся”.
Главное, чтобы в ключевые госкомпании пришли эффективные владельцы, которые смогут “отряхнуть” эти активы от долгов и других наслоений прошлого и сделать эффективной частью экономики страны. (Минпром/Энергетика Украины, СНГ, мира)