Украинская нефтеперерабатывающая промышленность переживает трудные времена. Для того, чтобы стимулировать загрузки сырьем отечественные заводы Министерство экономического развития и торговли предлагает ввести пошлины на импортные нефтепродукты. Такое решение выгодно владельцам украинских НПЗ, но никак не потребителям, для которых этот шаг будет означать подорожание бензина.

Глава МЭРТ Петр Порошенко предлагает закупать дешевую нефть из дифференцированных источников, а внутренний рынок защитить пошлинами и, таким образом, загрузить украинские НПЗ. Сегодня на украинском рынке реализуются 80% импортных нефтепродуктов, из них 50% составляет импорт из Беларуси, 20% – России, также Литвы, Румынии, Польши, в этом году появились бензины из Израиля, есть в нашей стране итальянские и греческие бензины. При этом поставки нефтепродуктов из Беларуси, России и Казахстана облагаются вдвое меньшей пошлиной, чем поставка нефти на украинские НПЗ из России и Казахстана. Вследствие этого, по данным Минэнерго, себестоимость производства ты бензина в Украине выше, чем в России и Белоруссии, на 39%.

Стоит отметить, что последние пару лет все намерения ввести импортные пошлины на нефтепродукты так и оставались на уровне разговоров. В ноябре прошлого года Антимонопольный комитет заявил, что возможное введение пошлин на импорт нефтепродуктов в Украину создаст барьеры для развития этого рынка. А в декабре Межведомственная комиссия по международной торговле завершила специальное расследование, инициированное некоторыми еще работающими украинскими НПЗ, и вынесла вердикт, в котором говорилось, что национальные интересы не требуют применения к такому импорту специальных мер (пошлин или квот).

Однако время идет, а отечественные заводы работать лучше не стали – по данным Госстата, по состоянию на 1 мая производство продуктов нефтепереработки упало на 26,9%. В данное время в Украине моторное топливо производят Кременчугский НПЗ (группа “Приват”) в Полтавской области, Шебелинский ГПЗ (“ДК Укргаздобыча”) и небольшое производство в Мариуполе. Остальные 5 нефтеперерабатывающих заводов простаивают. Лисичанский НПЗ (ТНК-ВР), который способен перерабатывать около 8 млн. т нефтяного сырья в год, остановлен с 1 февраля этого года в связи с убыточностью предприятия, Херсонский НПЗ (частично группа “Континуум”) не работает с 2005 г., Одесский НПЗ (“ЛУКойл”) – с 2010 г., Дрогобычский – с начала 2012 г., а Надворнянский (оба – группа “Приват”) был временно остановлен в прошлом году и сейчас перерабатывает минимальные объемы нефти.

Таким положением вещей грех не воспользоваться конкурентам. Так, недавно появилась информация о том, что “Газпром нефть” решила создать свою сеть АЗС в Украине, после того, как в начале года компания начала перерабатывать нефть на давальческих условиях на белорусском Мозырском НПЗ. Компания прямо говорит, что сегодня поставлять импортные нефтепродукты в Украину стало выгоднее, чем производить их внутри страны. Никто и не спорит.

Но не зря правительство ранее отказывалось устанавливать пошлины на импортные нефтепродукты – уж слишком очевидны последствия такого шага, главное из которых – это подорожание бензина пропорционально ставкам пошлин, потому что у нас внутренняя цена производителя формируется по импортному паритету – если похожий продукт станет дороже на границе, то и внутри страны он будет дороже продаваться. Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн отмечает, что в таком случае цены поднимутся около 1 грн./л – такую цифру называли в прошлом году при расчетах введения импортных пошлин, но неизвестно еще, какую пошлину предложат на этот раз. Эксперт консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко уточнил, что экономически пошлина должна быть соизмерима с размерами преференций по нефти наших ближайших соседей – чтобы все заводы были в одинаковых условиях. Напомним, что с начала 2011 г. 95-й бензин подорожал с 9,50 грн./л до 13 грн./л в апреле-мае из-за роста цен на нефть в мире, превысив покупательскую способность населения. При этом, сейчас, несмотря на значительное снижение цен на нефть на международных биржах, бензин в Украине дешевеет медленнее, чем в других европейских странах.

Кроме того, С. Куюн предостерегает, что пошлины приведут и к снижению качества топлива, так как украинские производители не могут выпускать нефтепродукты аналогичного импортному качества – это бензин Евро-4, Евро-5. В то же время А. Сиренко считает, что наши Кременчугский и Лисичанский заводы уже давно “перешагнули барьер” Евро-2 и могут производить бензин качества Евро-4. Что касается другого риска – появления дефицита бензина, то это вряд ли произойдет, так как сегодня рынок Украины дифференцирован, по крайней мере, по 15 источникам. При этом премиальные виды импортного (румынского, польского и т. д.) топлива тоже не пропадут – оно находится в премиум-сегменте, и его покупают люди, которые в принципе не смотрят на цены.

Президент Ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” Леонид Косянчук считает, что введение пошлин мало поможет даже государству, потому что в любом случае импорт нефтепродуктов страну уменьшится, пусть и не до дефицита, но с ним сократятся и поступления в бюджет. Кто же тогда лоббирует эти пошлины, несложно догадаться – владельцы крупных украинских НПЗ – богатейшие российские нефтяные компании и украинские финансово-промышленные группы (только компания ТНК-ВР в 2011 г. заработала около $9 млрд. чистой прибыли), которым нужен закрытый украинский рынок для того, чтобы продавать свое качественное или некачественное топливо. Эксперты единодушно заявляют, что нефтепереработку надо стимулировать не пошлинами. Этой отрасли нужно модернизироваться, для чего нужны немалые деньги – сотни миллионов долларов. А владельцы заводов вкладывать свои средства не хотят, поэтому решили переложить этот груз на плечи потребителя. Примечательно, что в это же время Мозырский НПЗ в Беларуси на днях завершил очередной этап реконструкции предприятия, запустив автоматизированную установку тактового налива.

Правда, А. Сиренко думает, что в просьбе установить пошлины есть своя логика, потому что местные НПЗ не видят перспективу – им нужно вложить $200-500 млн. в модернизацию производства, а у них нет рынка сбыта, ведь на рынке присутствуют более дешевые российские и белорусские бензины. А С. Куюн называет и объективные причины кризиса в нефтепереработке – колоссальные объемы топливной контрабанды и фальсификата на рынке, а также периодическое возникновение различных схем по оптимизации налогообложения при поставке нефтепродуктов. “Характерно, что эти темы, как правило, невозможны без согласования с высшими государственными чинами. Разумеется, что с такими поставками легальным производителям невозможно конкурировать и это является одной из причин низкого энтузиазма инвесторов в этой отрасли”, – подчеркивает эксперт.

Вполне возможно, что нынешняя попытка ввести импортные пошлины на нефтепродукты обернется удачей для ее лоббистов – у них может появиться мощный союзник – глава холдиноговой компании Group DF Дмитрий Фирташ, который имеет деловые связи с некоторыми членами правительства. Предприниматель сообщил, что хочет приобрести нефтеперерабатывающий завод в Украине для создания на его базе нефтехимического производства. В СМИ появилась информация, что Д. Фирташ присматривается к Херсонскому НПЗ. По словам бизнесмена, Федерация работодателей Украины, которую он возглавляет, обратится в Кабинет министров с письмом о необходимости создания условий для развития нефтепереработки и нефтехимии в стране.

В принципе, существуют и другие варианты помощи украинским НПЗ со стороны государства. Например, принять закон о предоставлении льгот на поставку оборудования для модернизации НПЗ, проект которого, внесенный Партией регионов, находится в Верховной Раде еще с 2007 г. Или же просто напросто создать условия, когда заводы должны были бы к какому-то сроку модернизировать предприятия или продать их более эффективному собственнику. Л. Косянчук считает логичным введение пошлины на нефтепродукты низкого качества, а не высокого. А С. Куюн добавляет, что, прежде всего, необходимо побороть контрабанду и фальсификат, в корне пресечь схемы оптимизации налогообложения при поставках топлива. “Другое дело, что для этого нужно фактически ликвидировать бизнес высших чиновников, что само по себе достаточно проблематично. Пока чиновники хотят помочь этой отрасли только на словах, тогда как на деле заинтересованы лишь в тех проектах, которые им лично сулят какие-то барыши”, – отмечает эксперт.

Таким образом, автомобилисты знают, чего ждать в случае введения в Украине таможенных пошлин на импортные нефтепродукты – дорогого украинского бензина. Такую своеобразную плату предлагает государство за поддержку отечественного производителя. (МинПром/Энергетика Украины, СНГ, мира)