В 2011 г. в Индии спрос на первичную энергию продолжил рост и составил 559,1 млн. т н. э. (в 2008 г. – 487,6 млн., в 2009 г. – 487,6 млн., в 2010 г. – 520,5 млн.), однако официальная статистика не учитывает некоммерческое применение биомассы (дров и т. п.), использование которой достигает 30% суммарного потребления первичных энергоносителей. В стране основными энергопотребляющими секторами являются промышленное производство, транспорт, частный сектор и сельское хозяйство. В структуре энергобаланса преобладают каменный уголь, нефть и газ, а бурый уголь, ГЭС, АЭС, энергия ветра и биомасса имеют меньшее значение.

В 2011 г. в стране структура энергобаланса потребления первичной энергии была следующей (доля суммарного потребления, %): нефть – 30, газ – 10, уголь – 53, АЭС – 1,3, ГЭС – 5,3, ВИЭ – около 0,02. В настоящее время в Индии удельное потребление электроэнергии на душу населения находится на уровне 600 кВт-ч в год (в ФРГ – 7,2 МВт-ч, США – 13,5 МВт-ч).

В стране действующие тарифы на электроэнергию не компенсируют издержек ее производства, а потери, возникающие при передаче и несанкционированном подключении, составляют около 35% суммарного производства. В сельском хозяйстве потребители получают электроэнергию бесплатно. Почти все государственные предприятия имеют задолженность по оплате электроэнергии. Перечисленные факторы негативно отражаются на привлечении в отрасль инвесторов, в том числе и иностранных.

В 10-й пятилетке (2002-2007 гг.) планы по строительству новых генерирующих объектов не были реализованы в полной мере. Из намеченных 60 ГВт установленной мощности было введено в эксплуатацию около 30 ГВт. В текущей 11-й пятилетке (2007-2012 гг.) предполагается расширить генерирующие мощности на 78 ГВт, при этом суммарные инвестиции оцениваются в 600 млн. евро, из них около 50% могут поступить от частных инвесторов.

Растущий спрос на уголь, в первую очередь со стороны энергетики, предполагает значительное расширение производства данного энергоносителя, однако мощностей государственной угледобывающей компании “Coal India” недостаточно для поддержания производства на необходимом уровне, поэтому уже в течение нескольких лет лицензии на добычу угля выдаются ряду крупных электростанций и промышленных предприятий. Часть новых электростанций ориентируется на использование импортного угля, который обладает более высоким качеством. Некоторые индийские предприятия стремятся приобрести лицензии на добычу данного энергоносителя за рубежом.

Индия намерена развивать атомную энергетику, импортируя ядерное топливо и соответствующее оборудование. Согласно планам правительства страны, к 2020 г. суммарная установленная мощность АЭС может составить 20 ГВт, а в долгосрочной перспективе расшириться до 50 ГВт (в 2010 г. – 4,12 ГВт).

В стране имеется возможность использования возобновляемых источников энергии. Cуммарный гидропотенциал оценивается в 150 ГВт, однако технический потенциал энергии воды составляет около 35 ГВт. В 2012 г. в стадии проектирования находятся малые и крупные ГЭС, несколько ветропарков и солнечных электростанций. Согласно намеченным целям, развитие сферы ВИЭ должно происходить такими темпами, чтобы в среднесрочной перспективе доля ВИЭ в суммарном производстве электроэнергии достигла 10%.

Повышение энергоэффективности экономики также является одним из приоритетов Индии. В 2003 г. в Министерстве энергетики было создано бюро по энергоэффективности, задачей которого является повышение эффективности использования энергоносителей, развитие низкоуглеродных (в том числе ядерных) технологий, снижение энергоемкости ВВП и противодействие глобальному изменению климата.

Запасы угля в стране оцениваются в 253 млрд. т (доказанные запасы составляют 60,6 млрд.). Качество данного энергоносителя в целом невысокое, поскольку он содержит 35-38% золы, а доля коксующегося угля составляет 28% суммарных запасов. Уголь является основным углеводородным энергоносителем в энергобалансе Индии. Крупные энергетические компании и промышленные предприятия, ориентированные на импорт угля, стремятся расширить свое присутствие в иностранных угледобывающих компаниях (в первую очередь, в Индонезии).

С целью увеличения внутреннего производства данного энергоносителя правительство страны намерено предоставить возможность частным компаниям вести добычу на некоторых месторождениях. Так, энергетический концерн “Reliance Power Ltd.”, эксплуатирующий более 4 ГВт генерирующих мощностей, получил соответствующую лицензию и предполагает инвестировать около 500 млн. евро в развитие данного направления своего бизнеса. Согласно программе развития угольной отрасли Индии, к 2030 г. добыча может расшириться до 2 млрд. т в год.

Доказанные запасы нефти (по различным источникам) составляют 725-800 млн. т. В АТР по данному показателю Индия занимает второе место после Китая. Наиболее крупные месторождения нефти находятся в северо-западной части страны. Предполагается, что крупные залежи нефти могут располагаться на индийском морском шельфе.

Доля нефти в энергобалансе Индии составляет около 30%. В 2011 г. внутренняя добыча находилась на уровне 40 млн., а потребление – 162 млн. т. Основную добычу нефти в стране осуществляет государственный нефтяной концерн “ONGC” (производит около 3/4 всей добываемой нефти). В 2000 г. Министерство нефти и природного газа предложило предоставить частным компаниям право участвовать в добыче данного энергоносителя с целью развития отрасли, однако пока потенциальные инвесторы обсуждают лишь вопросы, связанные с налогообложением.

В качестве пробной сделки индийская фирма “Reliance Industries” получила несколько участков на месторождениях Krishna-Godavari и Mahanadi-Becken, расположенных на морском шельфе. Дальнейшие шаги в данной сфере правительство страны предполагает осуществлять по результатам взаимодействия с частным сектором.

Индийские нефтяные компании участвуют в нефтяных проектах в 22 странах. Наибольшую активность проявляет фирма “ONGC Nidesh Ltd.”, которая осуществляет деятельность в 17 государствах Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. В Иране указанная компания участвует в добыче нефти и газа (“Farsi-Block”).

В нефтеперерабатывающем секторе страны доминирующее положение (более 70%) занимает государственная компания “Indian Oil Co” (“IOC”), которая эксплуатирует 10 из действующих 19 НПЗ и контролирует 2/3 нефтепроводов. Цены на выпускаемые нефтепродукты, в первую очередь моторное топливо, подлежат государственному регулированию, при этом нефтепереработчики получают соответствующие субсидии. По оценкам германских экспертов, в 2008-2009 гг. дотации в данном секторе составили около 15 млрд. евро.

Доказанные запасы газа составляют 1,2 трлн. куб. м. Крупные газовые месторождения находятся на морском шельфе в западной части страны. В 2011 г. добыча природного газа составила 46,1 млрд. куб. м. Основную добычу газа ведут государственные компании “Oil and Natural Gas Corporation Ltd.” (“ONGC”) и “Oil India Ltd.” (“OIL”), однако, согласно программе развития отрасли, в 2011-2012 г. доля частного сектора в данной сфере должна была увеличиться до 60% и к 2020 г. производство данного энергоносителя может вырасти в два раза.

В ближайшие несколько лет частная компания “Reliance Industries” совместно с предприятием “Niko Resourses” намерена увеличить в два раза добычу газа на месторождении Krishna-Godavari и организовать на его базе производство удобрений, при этом суммарные инвестиции в проект могут превысить $11 млрд.

С целью расширения производства газа предполагается утилизировать метан угольных пластов и использовать технологию подземной газификации угля. В последние 8 лет внутреннее потребление газа неуклонно росло, однако собственное производство не обеспечивало спрос, поэтому его импорт стабильно увеличивался. В стране создана инфраструктура для использования СПГ. В пров. Гуджарат имеются два терминала по регазификации СПГ, построенные с участием “Shell” и “Total”. Начиная с 2009 г. Индия импортирует СПГ из Австралии. С целью расширения импорта газа правительство страны проявляет интерес к строительству газопровода Иран – Индия через Пакистан (“IPI”). Трехсторонние переговоры по данному вопросу ведутся с 1994 г. Пакистан согласен предоставить свою территорию для транзита и предполагает отбирать часть газа для внутренних нужд, однако Индия не согласна со сметой на строительство пакистанского участка газопровода и местом размещения пункта передачи газа на границе с Пакистаном. В настоящее время проводится исследование возможности строительства морского газопровода Иран – Индия.

Второй вариант расширения поставок трубопроводного газа – газопровод Туркмениcтан – Афганистан – Пакистан – Индия (за него активно выступают США), однако реализация данного проекта пока невозможна из-за неурегулированной ситуации в Афганистане.

До 2007 г. Индия вела переговоры с Мьянмой о постройке трубопровода между двумя странами, однако в марте указанного года Мьянма приняла решение экспортировать газ в Китай.

Протяженность национальной газотранспортной системы составляет около 7 тыс. км, из них примерно 80% контролируется государственной компанией “Gas Authority of India Ltd.” (“GAIL”). В 2012 г. “GAIL” намерена увеличить совокупную протяженность сети трубопроводов на 11 тыс. км с целью газификации около 230 населенных пунктов. Правительство страны не запрещает участие частного капитала в сфере транспортировки газа, однако в соответствии с “Policy for development of natural gas pipeline and city or local natural gas distraction networks 2006” негосударственные компании должны полностью финансировать намеченные проекты.

В Индии доля атомной энергии в суммарном производстве электроэнергии составляет примерно 3%. С целью увеличения данного показателя правительство страны обсуждает с Россией, США и Францией возможность строительства новых АЭС. В 2009 г. индийская компания “Nuclear Power Corporation of India Limited” (“NPCIL”) проводила консультации с “Westinghouse Electric Company”, “General Electric – Hitachi”, “Areva” и “Атомэкспортом”. В 2009 г. с российской компанией были подписаны контракты на строительство 4 энергоблоков, а также поставку ядерного топлива на $700 млн. В марте 2010 г. российская сторона подписала соглашение на строительство 16 энергоблоков на трех АЭС.

В период до 2020 г. в атомную отрасль страны может поступить не менее $50 млрд., а некоторые эксперты оценивают этот показатель в $150 млрд. В настоящее время монополистом на данном рынке является “NPCIL”, однако и частные предприятия (“Reliance”, “Tata”) намерены инвестировать средства в строительство АЭС.

В Индии действует специальная атомная программа, направленная на снижение зависимости страны от импорта урана и предусматривающая реализацию намеченной цели в три этапа. В настоящее время первый этап программы выполнен. Его итогом стало создание полного ядерного цикла. На втором этапе предполагается ввод в эксплуатацию реактора-размножителя мощностью 500 МВт, использующего торий для получения “урана-233”. На заключительной стадии планируется производить ядерное топливо в количестве, достаточном для эксплуатации национальных АЭС. Следует отметить, что страна располагает собственными запасами урана, которые, по оценкам МАГАТЭ, составляют около 35 тыс. т (затраты на обогащение не превышают $80/кг). Запасы природного урана и количество производимого уранового концентрата находятся на уровне, достаточном для эксплуатации действующих реакторов, однако в среднесрочной перспективе их ограниченность может стать препятствием для развития атомной энергетики. Поэтому в качестве альтернативного пути расширения собственной сырьевой базы индийские специалисты рассматривают возможность использования тория, запасы которого в стране составляют около 400 тыс. т. По оценкам российских ученых, в Индии проведены уникальные исследования и достигнуты значительные результаты по созданию технологии использования тория в топливном цикле. В настоящее время проводятся экспериментальные работы по выделению изотопа “урана-233” путем облучения в реакторе оксидных ториевых сборок.

Среди ВИЭ в индийской электроэнергетике наиболее широкое распространение получила энергия воды. По данным Министерства энергетики Индии, суммарный гидропотенциал страны оценивается в 150 ГВт. В 2011 г. установленная мощность гидроэлектростанций составила около 40 ГВт, однако выработка электроэнергии ГЭС нестабильна в связи с высоким износом оборудования и климатическими особенностями региона. Согласно правительственному плану “New Hydro Power Policy”, в среднесрочной перспективе намечено расширение мощностей крупных и малых ГЭС, а также гидроаккумуляторных электростанций для снижения зависимости производства электроэнергии от сезонных колебаний уровня воды в водоемах.

Наиболее значительным потенциалом обладают реки в северной и северо-восточной части страны, поэтому в текущем и следующем пятилетних планах именно в данных регионах намечено строительство крупных ГЭС мощностью около 4 ГВт, при этом суммарная установленная мощность электростанций может достичь 45 ГВт. Начиная с 2010 г. в стадии проектирования находятся несколько ГЭС суммарной мощностью 12,5 ГВт, однако реализация намеченных планов сдерживается такими факторами, как недостаток финансирования, сложные геологические условия, необходимость реализации мер по защите окружающей среды, отсутствие развитой транспортной инфраструктуры и силовых сетей, наличие спорных вопросов в законодательстве, недостаток строительных организаций и подготовленных кадров и проблемы в сфере техники безопасности.

Под контролем Министерства по возобновляемым источникам энергии Индии реализуются проекты малых ГЭС мощностью до 25 МВт. К 2010 г. было введено в эксплуатацию 674 электростанции суммарной мощностью 2,43 ГВт, а с начала 2010 г. в стадии строительства находятся 188 ГЭС. Согласно намеченным планам, в среднесрочной перспективе суммарная мощность малых ГЭС может составить не менее 7 ГВт.

В сфере гидроэнергетики страна стремится развивать совместные проекты с соседними государствами. Так, в 2006 г. Индия и Бутан заключили соглашение о строительстве и эксплуатации ГЭС, в соответствии с которым к 2020 г. намечен ввод в эксплуатацию ГЭС суммарной мощностью около 10 ГВт.

В 2011 г. суммарная установленная мощность ветроэнергетических установок (ВЭУ) превысила 10 ГВт (в основном в штатах Раджастхан, Махараштра и Тамилнад), таким образом, Индия является одним из ведущих в мире производителей “чистой” электроэнергии с использованием энергии ветра. Развитие ветроэнергетики в стране стимулируется путем предоставления инвесторам налоговых и иных льгот (ускоренная амортизация основных средств, достигающая 90% стоимости ВЭУ в первый год эксплуатации; льготы по уплате таможенных пошлин при ввозе оборудования; возможность получения субвенций при реализации электроэнергии и др.). Однако законодательная база имеет различия в зависимости от штата, поэтому в настоящее время обсуждается вопрос гармонизации законодательства, в частности по упорядочению размеров субвенций.

Биомасса имеет значительный потенциал, особенно при децентрализованных поставках электроэнергии. Наиболее перспективным направлением является использование промышленных отходов (в первую очередь предприятий по выпуску сахара, бумаги и продуктов питания), а также отходов частных хозяйств. Программа развития энергетики Индии предусматривает применение биотоплива также в транспортном секторе путем смешивания биоэтанола и традиционного бензина.

Правительство страны намерено развивать солнечную энергетику (солнечные коллекторы и ФГУ). К 2020 г. суммарная мощность солнечных электростанций может составить 20 ГВт, что позволит увеличить до 10% долю солнечной энергии в производстве электроэнергии.

В 2002 г. в стране вступил в силу закон об энергоэффективности, а при Министерстве энергетики было создано специальное бюро “Bureau of Energy Efficiency” для контроля исполнения положений нормативных актов и координации усилий в данной сфере. Меры по повышению энергоэффективности и снижению энергозатрат намечены во многих отраслях экономики. В электроэнергетике они направлены на повышение КПД генерирующих объектов и снижение потерь в силовых сетях. На организацию и проведение ревизии генерирующих объектов Индия получила от Всемирного банка кредит на $180 млн.

В последние несколько лет темпы развития электроэнергетики были ниже, чем аналогичный показатель в промышленности, что привело к возникновению дефицита электроэнергии, который в момент пиковых нагрузок оценивается в 12%, и частым отключениям потребителей от сети. Для стабилизации энергообеспечения многие предприятия были вынуждены установить собственные резервные источники, суммарная мощность которых оценивается в 50 ГВт.

По оценкам специалистов, в 2007-2032 гг. спрос на электроэнергию может вырасти в 5 раз. В текущей пятилетке (2007-2012 гг.) предусмотрено расширение генерирующих мощностей на 78 ГВт, однако вероятно, что намеченные планы не будут реализованы полностью, поскольку в 2007-2009 гг. было введено в эксплуатацию лишь 12,7 ГВт, а в ближайшие годы данный показатель может составить примерно 27,4 ГВт. Одной из основных причин задержки строительства электростанций является нехватка оборудования. В 2010 г. единственный национальный производитель энергосилового оборудования – компания “BHEL” (выпускает установки по лицензии “Siemens” и “Alstom”) увеличила производство с 10 до 15 ГВт, а в 2011 г. – до 20 ГВт/год, однако этого может оказаться недостаточно, и правительство страны предполагает привлечь в кратчайшие сроки иностранные инвестиции для расширения мощностей “BHEL” с целью сокращения сроков производства 10 энергоблоков мощностью по 660 МВт.

Другим важным фактором развития национальной электроэнергетики является стабильное обеспечение электростанций углеводородными энергоносителями. В настоящее время наибольшие затруднения испытывают газовые станции, которые иногда вынуждены останавливать производство в связи с отсутствием топлива. Специалисты полагают, что привлечение частных инвесторов в добывающую промышленность может позволить повысить надежность поставок ископаемого топлива.

Одним из главных направлений в сфере энергетики является электрификация всех населенных пунктов, поскольку в 2009 г. около половины частных хозяйств (примерно 400 млн. человек) не имели доступа к электроэнергии. Данная цель реализуется в соответствии с правительственной программой “Rajiv Gandhi Grameen Vidhyutikaran Yojana”, которая на 90% финансируется из государственного бюджета.

В начале 2000-х годов Индия приступила к реформированию электроэнергетики (“Electricity Act 2003”). Целями намеченных преобразований являются либерализация энергетического рынка и расширение производства электроэнергии. Согласно концепции программы “Independent Power Produсer”, в среднесрочной перспективе основная часть электроэнергии должна подлежать свободной реализации. В 2009 г. были проведены мероприятия по открытию энергетического рынка, однако в настоящее время данный процесс протекает достаточно медленно. Не отменены также нормативные акты, обязывающие производителей заключать долгосрочные контракты на поставку электроэнергии с государственными компаниями. До 2003 г. в большинстве регионов страны электроэнергию потребителям поставляла государственная вертикально интегрированная компания “State Electricity Boards” (“SEB”). После указанного года вступил в силу закон, предусматривающий разделение “SEB” на генерирующие, сетевые и распределительные компании. Для формирования тарифов была создана специальная комиссия “State Electricity Regulatory Commission” (“SERC”), которая призвана решать задачи по оптимизации тарифов (предусмотрено снижение тарифов для промышленного сектора, их повышение для частных потребителей и введение оплаты за пользование электроэнергией для льготной категории потребителей, получавших ее ранее бесплатно). В 2008-2009 г. “SEB” поставляла электроэнергию значительной части потребителей, при этом убыток компании составил 14%, что было вызвано выплатой субвенций и энергопотерями (например, сельское хозяйство страны потребляет около 30% суммарного производства электроэнергии, из них примерно 20% – бесплатно). Кроме того, во многих регионах страны ГЭС понесли убытки из-за сезонного снижения уровня воды в водоемах. Что касается линий электропередачи, то государственная сетевая компания “Power Grid” располагает значительными финансовыми средствами и поддерживает техническое состояние сетей на достаточно высоком уровне.

В 2008 г. в стране были созданы три биржи по торговле электроэнергией, при этом соответствующие лицензии получили 43 организации. В 2009 г. на свободном рынке было реализовано около 3% произведенной в стране электроэнергии. В настоящее время торговля ведется в основном на региональном уровне, и главной задачей на современном этапе является организация торгов между административными единицами государства.

Индия планирует принять меры к снижению нагрузки на окружающую среду и уменьшению выбросов парниковых газов. В 2009 г. был одобрен специальный план, в котором указаны следующие направления работы (в порядке приоритета): развитие солнечной энергетики, повышение энергоэффективности в промышленности и сфере недвижимости, сохранение водных ресурсов, лесов и уникальных экосистем региона, проведение исследовательских работ.

Следует подчеркнуть, что в мире на современном этапе и в среднесрочной перспективе обостряется борьба за обладание полезными ископаемыми и в первую очередь, за углеводородное сырье, при этом либеральная система открытых рынков промышленно развитых стран сталкивается с организованной и структурированной системой государственного капитализма китайского образца и этот фактор вынуждены учитывать как страны, обладающие сырьевыми ресурсами, так и предприятия, чья деятельность связана с сырьевыми товарами.

Страны ОЭСР полагают, что их внутренний спрос на углеводородное сырье обеспечивается по приемлемым ценам, формируемым непосредственно рынком, однако следует отметить, что с конца 70-х годов по настоящее время зависимость от импорта ископаемого топлива экономик многих развитых государств Европы, Северной Америки, а также Японии стабильно усиливалась, хотя многие из них не отказывались от инвестирования средств в зарубежные сырьевые активы.

В новом веке такие страны как Китай и Индия, имеющие почти два миллиарда населения и находящиеся в фазе активного экономического роста, суммарно потребляют значительно больше ископаемых энергоносителей, чем, к примеру, страны Евросоюза, и в среднесрочной перспективе спрос на углеводороды со стороны стран АТР будет только увеличиваться, что может оказывать повышательное воздействие на их мировые цены. На данную ситуацию реакция Китая и Индии выразилась в политике расширения добычи энергетического сырья за рубежом путем осуществления массированных инвестиций государственных национальных концернов в активы зарубежных компаний. При этом зачастую китайские корпорации имеют конкурентные преимущества перед западными фирмами, поскольку они обладают доступом к значительным финансовым ресурсам и пользуются весомой государственной поддержкой. Таким образом, национальные сырьевые компании АТР наращивают свое присутствие, причем особенно в тех регионах мира, где корпорации западных стран ограничены в своих действиях по политическим или экономическим соображениям. Кроме того, Китай прилагает усилия к формированию приемлемых цен на импортируемое сырье. Классическим примером может служить договоренность КНР и РФ о поставке нефти по ВСТО.

Реакцией западных рынков на данную ситуацию является резкое изменение цен на сырьевые товары, энергетические концерны вынуждены пересматривать инвестиционные планы, а также проводить слияния и поглощения, что зачастую проводит к образованию олигопольных структур. Также ряд стран стремиться сгладить резкие ценовые колебания путем образования различных объединений, союзов и иных организаций (МЭА, ОПЕК и др.). Однако в настоящее время в мире значительная часть ресурсов стран-импортеров сырьевых товаров находится под контролем государства и их поставки регламентированы долгосрочными контрактами.

ЕС и США пытаются действовать в рамках правового поля ВТО, а в Африке и странах бывшего СССР – развивать совместное сотрудничество. Кроме того, потенциальная конечность запасов ископаемого сырья и нестабильная экономическая ситуация последних лет заставляет западные страны идти на различного рода компромиссы и проводить более гибкую энергетическую политику в целях обеспечения гарантированных поставок сырья для стабильного и поступательного развития экономики, а также активно развивать сферу альтернативных источников энергии, в первую очередь сегмент возобновляемых источников энергии, а также водородную и атомную энергетику (реакторы на быстрых нейтронах, термоядерный синтез). (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)