Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Индонезия: энергетика в 2010-2015 гг.

Развитие топливно-энергетического комплекса Индонезии относится к числу ключевых задач правительства страны. Это объясняется тем, что в последние годы ввиду развития промышленного производства и повышения качества жизни (что, соответственно, привело к увеличению использования электроприборов) потребности страны в электроэнергии неуклонно росли (в среднем на 9% в год). Согласно прогнозу государственной энергетической компании “Perusahaan Listrik Negara” (“PLN”), в 2010-2018 гг. национальный спрос на первичную энергию возрастет более чем в два раза – с 27,83 ГВт до 57,89 ГВт.

До 2029 г. в рамках энергетической стратегии правительство Индонезии планирует обеспечить полную электрификацию страны (в настоящее время подключение к электросетям имеют 40 млн. частных домохозяйств, т. е. около 68%). По оценке Министерства энергетики и природных ресурсов Индонезии, для реализации данной программы необходимы капиталовложения в $227 млрд., в том числе $201 млрд. для строительства электростанций, $15 млрд. – линий электропередачи и $11 млрд. – развития системы распределения электроэнергии. Возможно, что государственная компания “PLN” выделит около 20% указанной суммы, а остальные средства правительство предполагает привлечь от частного сектора. В соответствии с планами “PLN” уже к 2016 г. на островах Ява, Суматра и Калимантан будут построены не менее 11 новых систем передачи электроэнергии.

Одной из основных целей энергетической стратегии Индонезии является увеличение выработки электроэнергии. В настоящее время в стране реализуются две крупные “Fast-Track”-программы, включающие многочисленные проекты, осуществление которых позволит расширить генерирующие мощности на 10 ГВт. Первая программа (ее реализация началась в 2007 г.) охватывает строительство значительного числа угольных электростанций (в конце 2011 г. в компании “PLN” на их долю приходилось 42,2% суммарной установленной мощности, которая достигла 28,6 ГВт). Ожидается, что к концу 2012 г. мощность новых 23 генерирующих объектов (в рамках данной программы) составит 3,351 ГВт, в 2013 г. – 2,191 ГВт, в 2014 г. – 880 МВт.

Вторая программа, реализация которой началась в 2010 г., направлена на развитие сферы ВИЭ. В ней особое значение придается геотермальной энергетике, которая ввиду национальных природных условий, по мнению экспертов, является одним из наиболее перспективных направлений ВИЭ-сектора.

Необходимо подчеркнуть, что, по некоторым оценкам, мировой валовой (теоретический) потенциал геотермальной энергии более чем в 30 раз превышает аналогичный интегральный показатель для всех ископаемых ресурсов.

В настоящее время геотермальные ресурсы используются в 24 странах (к 2015 г. их число, по прогнозам, достигнет 35). По оценке ассоциации “International Geothermal Association” (“IGA”), в 2010 г. глобальная мощность геотермальных электростанций составила почти 11 ГВт. Индонезия является одной из немногих экономик мира, где геотермальная энергия используется в промышленных масштабах.

Данные о геотермальной энергетике в некоторых странах

  I II* III IV*
Всего 10715 18500 100,0 100,0
США 3093 5400 28,9 29,2
Индонезия 1197 3500 11,2 18,9
Филиппины 1904 2500 17,8 13,5

* – прогноз.

Примечание. I – суммарная мощность в 2010 г., МВт; II – суммарная мощность в 2015 г., МВт; III – доля в мировой мощности геотермального оборудования в 2010 г., %; IV – доля в мировой мощности геотермального оборудования в 2015 г., %. Источник: “IGA”.

По оценке Министерства энергетики и природных ресурсов Индонезии, технический потенциал геотермальных ресурсов страны может позволить обеспечить функционирование геотермальных станций суммарной мощностью 28,5 ГВт. В 2010 г. данный показатель приблизился к 1,2 ГВт, в 2011 г. – вырос до 1,34 ГВт. К 2015 г., согласно национальному плану, он может увеличиться до 3,5 ГВт, а к 2025 г. – расшириться до 9 ГВт (это позволит экономить до 4 млрд. барр. нефти в год и, соответственно, снизить зависимость страны от ее импорта. В случае успешной реализации намеченной программы, финансирование которой будет осуществляться при участии государства, а также других стран, международных и финансовых организаций (в том числе Азиатского банка развития), Индонезия может стать крупнейшим в мире производителем геотермальной энергии, опередив США – традиционного лидера в этой сфере. Для стимулирования инвестиционной активности частного сектора государственное агентство “State Investment Agency” (“PIP”) предполагает предоставлять компаниям государственные гарантии.

Первой воспользовавшейся этой возможностью компанией является японская “Sumitomo”, которая в связи с растущим спросом на электроэнергию в Индонезии планирует в течение нескольких лет в энергетические проекты этой страны инвестировать более $10 млрд., основная часть которых будет направлена на сооружение электростанций и электросетей. Капиталовложения “Sumitomo” в строительство геотермальных станций (по 110 МВт) в провинциях Лампунг и Западная Суматра составят $1,35 млрд., а на создание ЛЭП, соединяющей острова Суматра и Ява, может быть потрачено до $1 млрд. долл. Наряду с этим намечено строительство угольной электростанции в Индрамаю (пров. Западная Суматра). Окончание работ по обеим “Fast-Track”-программам планируется в 2014-2015 гг.

В Индонезии также имеется потенциал для развития солнечной энергетики. Несмотря на то, что страна обладает благоприятными природными условиями (средний уровень инсоляции превышает 4,5 кВт-ч/кв. м в сутки), в настоящее время отрасль находится на начальном этапе развития.

В ближайшие годы компания “PLN” планирует инвестировать 100 млн. евро в оснащение фотогальваническими модулями 340 тыс. частных домовладений, расположенных в восточном регионе страны, где уровень электрификации, по данным компании, достигает в среднем 56%, а в некоторых районах – 30%. Впоследствии солнечные батареи будут устанавливаться также в провинциях Восточная и Западная Нуса-Тенгара (120 тыс. зданий), а также Центральный Калимантан и Папуа (100 тыс. домовладений). Электроэнергия, вырабатываемая солнечными панелями, используется в Индонезии преимущественно для освещения.

В последние несколько лет наблюдается рост интереса иностранных компаний к национальному сектору солнечной энергетики. В Индонезии южнокорейская “Samsung C and T Co” планирует строительство солнечной электростанции мощностью 50 МВт, а японская фирма “Sharp”  – аналогичного объекта мощностью 100 МВт (на о. Бали). Инвестиции в указанные проекты составят $150-200 млн. и $300 млн. соответственно.

Несмотря на то, что Индонезия обладает значительным гидроэнергетическим потенциалом (по оценке Министерства энергетики и природных ресурсов, соответствующий технический потенциал может обеспечить функционирование гидроэлектростанций суммарной мощностью 75 ГВт), по состоянию на конец 2011 г. суммарная установленная мощность (СУМ) ГЭС составила 4 ГВт, а в национальной структуре производства электроэнергии на их долю приходилось всего 6,7%. Согласно прогнозу “PLN”, к 2020 г. СУМ ГЭС возрастет до 10 ГВт, а к 2025 г. – до 16 ГВт.

В настоящее время в гидроэнергетике Индонезии реализуются 3 проекта (на островах Сулавеси и Суматра и в Джамби) общей стоимостью $2,9 млрд. Правительство страны планирует увеличить роль малых ГЭС (мощностью менее 10 МВт) в энергообеспечении страны. С этой целью в конце 2011 г. государственная компания “PLN” заключила соглашения о поставке электроэнергии со 130 малыми ГЭС, суммарная мощность которых составила 260 МВт.

Поскольку площадь акватории Индонезии (3,16 млн. кв. км) примерно на 30% превышает аналогичный показатель для материковой части страны (1,9 млн.), правительство государства предполагает развивать волновую энергетику. Для Индонезии преимуществом данного вида ВИЭ является то обстоятельство, что по сравнению с энергией ветра и солнца он является более стабильным. В настоящее время в стране использование энергии волн находится на экспериментальном уровне и не имеет распространенной практики, но ввиду значительного потенциала данного сегмента он является достаточно привлекательным объектом инвестирования и активного продвижения.

Индонезия предполагает развивать и атомную энергетику. В настоящее время страна имеет научные наработки в данной отрасли и располагает тремя опытными ядерными реакторами.

По данным ресурса “Polpred”, в октябре 2011 г. правительство Индонезии приступило к обсуждению с региональными органами управления вопросов по строительству АЭС в западной части о. Калимантан. Ключевыми факторами в выборе места для первой АЭС в стране являются имеющиеся в регионе урановые месторождения и сейсмическая устойчивость.

Первоначальный план строительства АЭС вблизи Джепары (Центральная Ява), реализация которого должна была начаться в 2010 г., был отвергнут в связи с протестами местных жителей. Позже правительство страны заявило о намерении построить к 2025 г. две атомные электростанции на островах Банка и Белитунг у восточного побережья Суматры. Необходимо отметить, что правительство соседней Малайзии уже в 2014 г. также намерено приступить к созданию АЭС в шт. Саравак, расположенном в северной части о. Калимантан.

Для развития атомной энергетики Индонезия прорабатывает возможность практического сотрудничества в области строительства АЭС с целым рядом стран, включая Россию, однако окончательного решения пока не принято. Со своей стороны РФ готова сотрудничать с Индонезией в атомной сфере, в том числе в проектах создания не только стационарных АЭС, но и плавучих атомных станций (ПАТЭС).

В исторической ретроспективе Индонезия являлась экспортером нефти, газа и угля, а с 1962 г. по 2008 г. была членом ОПЕК. Однако, по мнению ряда аналитиков, недостаточно грамотная политика по привлечению иностранных инвестиций и рост внутреннего потребления привели к тому, что страна превратилась в нетто-импортера нефти и нефтепродуктов, что оказывает негативное влияние на общехозяйственную конъюнктуру. При этом Индонезия располагает значительными запасами энергоресурсов (0,2% мировых запасов нефти, 1,4% – природного газа, 0,6% – угля).

С 2000 г. по 2011 г. производство нефти в Индонезии сократилось на 35%, при этом в последние два года запланированные объемы ее добычи не достигались (в 2010 г. – 965 тыс. барр./сут., в 2011 г. – 970 тыс.). Согласно планам правительства, в 2014 г. производство нефти составит 1,2 млн. барр./сут., что, по мнению экспертов, является весьма амбициозной задачей.

Ресурсная база нефти, действующие месторождения которой расположены на о. Суматра, в Восточном Калимантане и Западной Яве, постепенно сокращается. Это связано с тем, что за долгое время (более 10 лет) в стране не было обнаружено новых месторождений. В последний раз крупное открытие было сделано концерном “ExxonMobil” в пров. Центральная Ява. Добычу нефти, которую после продолжительных задержек планируется начать в 2013 г., будут осуществлять “ExxonMobil” (45%), государственный концерн “Pertamina” (45%) и другие государственные компании (10%). Объем производства, по оценкам, составит 130-165 тыс. барр./сут. В настоящее время поставку и установку оборудования стоимостью $780 млн. осуществляют компании “Samsung Engineering” (Респ. Корея) и “Partner Tripatra Engineering”, являющаяся дочерним предприятием “Indika Energy” (Индонезия).

В 2012 г. американским концерном “ConocoPhilips” ведутся геологоразведочные работы (ГРР) на южном шельфе о. Сулавеси, кроме того, данный концерн участвует еще в 3 проектах по разведке месторождений в стране.

В Индонезии имеется 4 основных района добычи газа: шельф Восточного Калимантана, Южная Суматра, Северная Суматра и южный шельф моря Натуна. Несмотря на то, что с 2000 г. по 2011 г. добыча газа  возросла на 31%, составив в 2011 г. 91,7 млрд. куб. м, страна испытывает острый дефицит в этом ресурсе.

Для решения этой проблемы в ближайшие 6 лет правительство планирует инвестировать $8,5 млрд. в строительство 9 газопроводов, в том числе трубопроводов Натуна – Западная Ява (1200 млн. куб. фут./сут.), Восточный Калимантан – Восточная Ява (900 млн.) и Циребон – Семаранг (400 млн.), а также в сооружение третьей установки для сжижения газа (534 млн.) в пров. Папуа и газораспределительных станций.

Компания “Medco Energi Internasional” с 2011 г. по 2013 г. намерена инвестировать в добывающую промышленность $1,6 млрд., в том числе $608 млн. – в разработку газового месторождения Ost-Aceh, добыча на котором начнется в 2013 г. Также компания имеет 11%-ную долю в проекте по добыче сжиженного природного газа (СПГ) на месторождении Donggi-Senoro на о. Сулавеси, где с 2014 г. планируется добывать 2 млн. т СПГ в год.

Правительство Индонезии предпринимает меры для сокращения экспорта СПГ (в настоящее время экспортная квота достигает 50% внутреннего потребления), резервов которого недостаточно для покрытия внутренних потребностей страны. Препятствием для существенного сокращения объемов экспорта является наличие действующих долгосрочных экспортных обязательств, согласно которым отпускные цены на газ значительно ниже (например, для Китая и Респ. Корея – $3,88/млн. БТЕ), чем цены для национальных потребителей ($7/млн. БТЕ). В середине 2011 г. правительство Индонезии приняло постановление, касающееся частных компаний, об ограничении объемов экспорта СПГ. Если в 2010 г. при общем объеме добычи в стране 8,2-8,6 млрд. куб. м на долю национальных потребителей приходилось около 50%, то в 2011 г. – более 56%. Таким образом, в дальнейшем увеличение добычи газа наряду с ограничением его вывоза позволит сократить дефицит.

В ближайшее время правительство Индонезии планирует увеличить число частных домохозяйств, подключенных к газопроводам. В 2012 г. в пяти городах (Прабумулих, Джамби, Сибинонг, Сиребон и Калидавир) программа газификации охватит 16 тыс. домохозяйств; а соответствующие инвестиции составят около 20 млн. евро. В 2013 г. работы начнутся также в таких городах, как Соронг, Баликпапан, Субанг, Семаранг. С момента начала реализации данной программы в 2009 г. к газопроводам были подключены более 38 тыс. частных домовладений.

По оценке экспертов, промышленность Индонезии обладает низким уровнем привлекательности для иностранных инвесторов. Согласно данным исследования, опубликованного канадским институтом “Fraser Institute” в 2010 г., по этому показателю из 133 стран Индонезия заняла 111-е место, оказавшись позади Камбоджи, Вьетнама, Пакистана, Уганды и Мозамбика. По мнению “Fraser Institute”, это объясняется высоким уровнем коррупции, ограниченным доступом к экономической информации и частым несоблюдением договорных обязательств со стороны государственных структур.

Наряду с этим компаниям часто невыгодно осуществлять добывающую деятельность в стране, так как, согласно закону, принятому в 2001 г., предприятия имеют право лишь на 15% добытого объема нефти и газа. Учитывая высокую стоимость работ, особенно в восточных районах страны, где требуется бурение дорогостоящих глубоководных скважин, добывающие компании рассчитывают на увеличение этой доли.

По мнению экспертов компании “Medco Energi Internasional”, развитие сектора можно стимулировать такими мерами, как снижение издержек на стадии проведения ГРР путем предоставления налоговых льгот, а также, аналогично опыту других стран, отменой ввозных пошлин на буровое оборудование. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version